Сибирские огни, 1963, № 8
Сила книги Айтматова, как и каждой подлинно художественной книги, в том и заключается, что она непрерывно требу ет читательских раздумий. С наибольшей силой эта особенность писателя прояви лась, наверное, в его последней повести «Первый учитель». События, о которых рассказывает Айтматов, происходят в двадцатые годы в далеком горном селе нии. Перед нами картины напряженной классовой борьбы. Новый быт, новые нормы советской жизни встречают ярост ное сопротивление, и коммунистам нуж- но защищать свои идеалы не только словом, но и оружием. Айтматов рисует обаятельный образ малограмотного киргиза Дюйшена, раз будившего в диких, невежественных лю дях жажду знаний, любовь к Ленину, ве ру в человека. Может быть, особенный сердечный трепет вызывает эта повесть продуман ной суровостью своего сюжета. Прошло 30 лет, и никто не помнит подвигов Дюй шена, никто не помнит величия его ду ши, его благородства, героизма, доброты. Скромного сельского почтальона Дюйше на даже не пригласили на праздник по случаю открытия в селе новой большой школы. Забыт первый учитель, но нет у него в душе даже намека на чувство оби ды. Жизнь идет вперед; растет, хороше ет селение, и разве так уж важно пом нить имена тех, кто когда-то первым вступил на дорогу к свету. Так, наверно, думает сам Дюйшен, но мы-то не имеем права так думать. И в этом сегодняшний пафос повести Айтматова. Помнить о та ких героях, как Дюйшен, это ведь значит и жить по их примеру, жить достойно, честно и мужественно. Чтобы сделать свою мысль ясной, Айтматов искусно сплетает в сюжете повести прошлое и на стоящее, судьбу самого Дюйшена и ис торию его талантливой ученицы Алты- най, которая стала доктором философии, но забыла своего первого учителя, и тем самым не слила в едином потоке внеш ний успех и внутренний нравственный рост. Человек не имеет права на короткую память. Забывать о прошлом — значит, де лать новые ошибки, значит, ставить под угрозу свое будущее. Чингиз Айтматов любит и трудовое прошлое, и прекрасное настоящее, и сол нечное будущее своего народа. Он твер до знает, кому обязаны киргизы, что в их горные аилы пришли счастье, красота и добро. Он талантливо открывает нам жизнь своей страны, обновленную великими идеями Коммунистической партии Совет ского Союза. А. К у з н е ц о в ТЕМА-ЖИЗНЬ Ч его стоило ему, Чутких, взвалить на себя бремя ответственности за район? Жил в Куйбышеве, был дирек тором машиностроительного завода. И не потому попал из большого города в глушь, что сорвался, не потому, что про изошла какая-нибудь неприятная исто рия. Нет, ему предложили поехать в Си бирь потому, что знали его как сильного работника большого масштаба. Константин Петрович был доволен со бой: вот, мол, я каков, ни на что не по смотрел, двинулся в самую глубинку. Разве это не достойно похвал? Так и ви дел, как бежит из уст в уста это ласко вое слово: «Чутких, Чутких, Чутких...». Неплохо, когда у секретаря райкома та кая фамилия. С людьми держится про сто, говорит всем «ты» и «давай захо ди», «давай выкладывай»... В обкоме его часто ставят в пример как инициа тивного, горящего на работе человека. Он не жалеет о своем переезде в Си бирь...». Цитата, конечно, велика, но ее следо вало привести, чтобы сразу было ясно, каков он — первый секретарь Пчелкин- ского райкома партии Чутких, чьи убеж дения, принципы, методы руководства в течение пяти долгих лет прямо и непо средственно влияли на жизнь большого притаежного района. Разве Чутких личной славы искал? Ничего подобного! Он добросовестно и неукоснительно выполнял «установки». И поставишь ли ему в вину, что на пер вом плане у секретаря — забота о хлебе? Так и должно быть. Тем более, когда в районе есть колхозы, дающие по два дцать, тридцать тысяч тонн зерна! И не самая ли большая секретарская докука — одиннадцать отстающих артелей лево бережья? Пахотной земли у них — кот наплакал, потому что кругом тайга. Уро жаи — на круг по два-три центнера, из года в год. Вот и тянут район назад по всем показателям... Секретарь райкома — да только ли он! — не хочет взять в толк, что на левобе режье живут охотники-промысловики, что никакими директивами их от тайги не отвадить, что не с руки им занимать ся хлебопашеством, не получаются из них «среднестатистические» колхозники. Недосуг секретарю разобраться, какую выгоду сулит богатый промысел и колхо зам, и району, и государству. А настой чивость, с которой «упрямцы» отстаива ют свое право на нестандартное ведение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2