Сибирские огни, 1963, № 8
трета и пять пейзажей приобретены^ ко митетом по делам искусств для музейно го фонда. Находившиеся у меня тринад цать пейзажей (масло) и несколько порт ретов (карандаш) были переданы Новоси бирской картинной галерее в дар от род ных и близких С. И. Голубина. Много работ находится в частных руках и в раз личных учреждениях Томска. Портрет Якова. Ит. карандаш. 1929. Может возникнуть такой вопрос: поче му же такой талантливый, обладавший незаурядным мастерством художник сравнительно мало создал? Сам Сергей Иванович писал в авто биографии: «Причиной моей, может быть, недостаточной по результатам художе ственной, педагогической и обществен ной деятельности было, в основном, бо лезненное состояние и отчасти тяжелые условия жизни: частые нервные заболе вания после смерти жены, на протяжении трех лет боязнь пространства, с 1930 го да — глаукома. Особенно обострилась болезнь глаз за последний год, и теперь я нахожусь накануне полной слепоты». Это был 1948 год. В 1949 году он ослеп совершенно... В Томском товариществе художников Сергей Иванович в течение многих лег был членом художественного Совета. Свой богатейший опыт и знания он отда ет молодым. Но болезнь все чаще и чаще приковы вает старого художника к постели. Одна ко С. И. Голубин не 'сдается. Уже будучи слепым, художник-труженик не мог не работать. Он диктует сестрам Марии Ивановне и Александре Ивановне текст будущего учебного пособия по рисова нию, но рукопись была похищена. Все начинать сначала он не мог, годы сдела ли свое дело. В 1950 году, в день восьмидесятиле тия, больного Сергея Ивановича посети ли томские художники. Они горячо и ис кренне поздравляли юбиляра. Но, очевидно, во время этой встречи прямой и гордый Голубин высказывал слишком резкие суждения, что, вероят но, оттолкнуло от него многих, и он по следние годы провел забытым и одино ким!. Умер Сергей Иванович Голубин 26 сентября 1956 года в Томске на 87 го ду жизни, персональным пенсионером Академии Художеств СССР. Он умер за четыре месяца до реабилитации сына. С. И. Голубин принадлежал к числу немногих представителей русской реали стической школы, доживших до наших дней. Связь с традициями своих великих учителей и предшественников была глу бокой и многосторонней. Она — в ясности и четкости идейного содержания, в выбо ре тематики, в реалистичности его кар тин, в выразительной, психологической трактовке портретов, в разнообразии ком позиционно-художественных приемов. Его художественные образы правдивы и убедительны, все скромно и просто, как сам художник, все лишено каких бы то ни было внешних эффектов, ничего лиш него, надуманного и ложного. Вл. ПИВКИН , Новосибирск — Томск, 1957— 1962. 1 Об этой встрече С. И. Голубина с томскими художниками я знаю только со слов самого Сер гея Ивановича и его родных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2