Сибирские огни, 1963, № 8

трета и пять пейзажей приобретены^ ко­ митетом по делам искусств для музейно­ го фонда. Находившиеся у меня тринад­ цать пейзажей (масло) и несколько порт­ ретов (карандаш) были переданы Новоси­ бирской картинной галерее в дар от род­ ных и близких С. И. Голубина. Много работ находится в частных руках и в раз­ личных учреждениях Томска. Портрет Якова. Ит. карандаш. 1929. Может возникнуть такой вопрос: поче­ му же такой талантливый, обладавший незаурядным мастерством художник сравнительно мало создал? Сам Сергей Иванович писал в авто­ биографии: «Причиной моей, может быть, недостаточной по результатам художе­ ственной, педагогической и обществен­ ной деятельности было, в основном, бо­ лезненное состояние и отчасти тяжелые условия жизни: частые нервные заболе­ вания после смерти жены, на протяжении трех лет боязнь пространства, с 1930 го­ да — глаукома. Особенно обострилась болезнь глаз за последний год, и теперь я нахожусь накануне полной слепоты». Это был 1948 год. В 1949 году он ослеп совершенно... В Томском товариществе художников Сергей Иванович в течение многих лег был членом художественного Совета. Свой богатейший опыт и знания он отда­ ет молодым. Но болезнь все чаще и чаще приковы­ вает старого художника к постели. Одна­ ко С. И. Голубин не 'сдается. Уже будучи слепым, художник-труженик не мог не работать. Он диктует сестрам Марии Ивановне и Александре Ивановне текст будущего учебного пособия по рисова­ нию, но рукопись была похищена. Все начинать сначала он не мог, годы сдела­ ли свое дело. В 1950 году, в день восьмидесятиле­ тия, больного Сергея Ивановича посети­ ли томские художники. Они горячо и ис­ кренне поздравляли юбиляра. Но, очевидно, во время этой встречи прямой и гордый Голубин высказывал слишком резкие суждения, что, вероят­ но, оттолкнуло от него многих, и он по­ следние годы провел забытым и одино­ ким!. Умер Сергей Иванович Голубин 26 сентября 1956 года в Томске на 87 го­ ду жизни, персональным пенсионером Академии Художеств СССР. Он умер за четыре месяца до реабилитации сына. С. И. Голубин принадлежал к числу немногих представителей русской реали­ стической школы, доживших до наших дней. Связь с традициями своих великих учителей и предшественников была глу­ бокой и многосторонней. Она — в ясности и четкости идейного содержания, в выбо­ ре тематики, в реалистичности его кар­ тин, в выразительной, психологической трактовке портретов, в разнообразии ком­ позиционно-художественных приемов. Его художественные образы правдивы и убедительны, все скромно и просто, как сам художник, все лишено каких бы то ни было внешних эффектов, ничего лиш­ него, надуманного и ложного. Вл. ПИВКИН , Новосибирск — Томск, 1957— 1962. 1 Об этой встрече С. И. Голубина с томскими художниками я знаю только со слов самого Сер­ гея Ивановича и его родных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2