Сибирские огни, 1963, № 8

галась разграблению. В Нижнем Новго­ роде из квартиры брата художника был похищен даже весь художественный ма­ териал, этюды, эскизы и многие мелкие работы С. И. Голубина. В двадцатые годы Сергеем Иванови­ чем был создан ряд портретов. «Портрет рабочего» (1921 г.), два «Автопортрета» {1925 г.), «Портрет матери с сыном» (1924 г.), «Детский портрет» (1929 г.), «Портрет девочки с куклой» (1929 г.) и другие говорят о незаурядном мастерстве художника1. 1927 год принес много горя, сильно подорвав здоровье. Умерла жена. Друзья помогали, поддерживали, но здоровье резко ухудшалось. Сергей Ива­ нович навсегда покидает Ленинград и пе­ реезжает в Томск. Но жизнь вновь круто обошлась с ху­ дожником. По нелепому обвинению аре­ стован его единственный сын, изъят ар ­ хив, началась травля... Надолго закрыты в запылившемся этюднике палитра и ки­ сти. Старый художник целиком отдался педагогической работе, которой посвятил в общей сложности 28 лет жизни. Еще будучи в Академии, Голубин окончил педагогические курсы. Вел заня­ тия по рисунку в студии общества рус­ ских художников, в средних учебных за­ ведениях, в пролеткульте, в Томском ин­ дустриальном институте имени С. М. Ки­ рова, в студии Томского товарищества художников. Его педагогическая дея­ тельность была отмечена многими грамо­ тами, положительными отзывами, пре­ миями. Постепенно Голубин возвращается к творческой деятельности. Он делает мас­ су рисунков прикладного характера (для печати, лекций, докладов). Пишет «Портрет крестьянина Якова» (1929 г., Томский краеведческий музей) — один из лучших голубинских портретов. Пря­ мо на зрителя смотрят немного уставшие, чем-то обремененные глаза. В них — он весь, крестьянин, со своими тяготами и заботами. Потрепанный полушубок не может скрыть могучее тело. Крепкие мужицкие руки полны затаенной силой и энергией. Этими мозолистыми, распух­ шими в суставах руками создавались первые колхозы... Из других более поздних портретов выделяется «Портрет рабочего — члена Горсовета в Томске» (1930 г., находится в частных руках) и «Портрет проф. В. Н. Вершинина» (1935 г., хранится в Томском медицинском институте). В это же время Сергей Иванович пишет ряд пейзажей окрестностей Томска2. 1 Все портреты, кроме «Автопортрета» (1925 г.) и «Портрета девочки с куклой» (1929 г.), которые приобретены для музейного фонда страны, нахо­ дятся в частных руках. 2 Среди них «Сосны при закате солнца», «Ро­ ща» (1938 г.) и «Кедры над водой» (1929 г.), при­ обретенные для музейного фонда страны. Снова на выставках появляются его работы. Снова художник Голубин под­ нялся во весь рост, заговорил во весь го­ лос... Сергей Иванович не любил громких слов и никогда не пояснял своих работ: они достаточно много говорят сами за себя. Взгляните на портрет Оли Кольто, да, на портрет, хотя он выполнен на неболь­ шом клочке бумаги! Какое глубокое про­ никновение во внутренний мир девушки! Сколько в ней чарующей прелести, де­ вичьей свежести и нравственной чистоты! Широко раскрытые глаза безучастны к окружающему: она вся ушла в себя. Кто знает, о чем думает, о чем мечтает это хрупкое существо? Может быть, она вспомнила что-нибудь грустное? Трудно сказать. Еще труднее остаться равнодуш­ ным к этому глубоко психологическому портрету... Как истинный реалист, художник ни­ когда не терпел фальши, не признавал псевдоновых левацких загибов, формали­ стических трюкачеств. Он был правдив и требовал правды от других. Глеб Сергеевич Голубин рассказывал мне, что «Портрет крестьянина Якова», о котором говорилось ранее, написан как вызов, как протест против поверхно­ стного искусства некоторых художников тридцатых годов. С. И. Голубин не делал того, что могло быть временным, конъюнктурным. Он творил по зову своего большого сердца, которое всегда было с народом. Силы и убедительность его искусства — в глуби­ не содержания и совершенстве формы. Вместе с идейно-художественными тра­ дициями «отцов и дедов» С. И. Голубин унаследовал их мастерство, мастерство, выработанное годами упорного труда. Часто в беседах Сергей Иванович при­ водил в пример И. И. Бродского, люби­ мого ученика И. Е. Репина, который сна­ чала в мастерской Репина считался од­ ним из неспособных, но позднее выдви­ нулся благодаря беспощадному к себе ТРУДУ- Говоря о Бродском, он говорил о себе. И если его карандашный портрет крестьянина Якова (1929 г., Новосибир­ ская картинная галерея) выполнен, как утвержает его сын, «без единого прикос­ новения резинкой», крупным, смелым, но безупречно точным штрихом, то это — результат многолетних трудов и постоян­ ных тренировок. Многие работы С. И. Голубина экспо­ нировались на выставках в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде,' позднее — в Томске и Новосибирске. В тридцатых годах несколько картин, как сообщает сестра художника, продано в Голландию или Данию. Многие произведения Сергея Ивановича находятся в различных музе­ ях и галереях страны: два пейзажа — в музее общества имени А. И. Куинджи в Ленинграде, одиннадцать работ — в Томском краеведческом музее, два пор­ 1 2 . «Сибир ски е о гни» № 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2