Сибирские огни, 1963, № 8
галась разграблению. В Нижнем Новго роде из квартиры брата художника был похищен даже весь художественный ма териал, этюды, эскизы и многие мелкие работы С. И. Голубина. В двадцатые годы Сергеем Иванови чем был создан ряд портретов. «Портрет рабочего» (1921 г.), два «Автопортрета» {1925 г.), «Портрет матери с сыном» (1924 г.), «Детский портрет» (1929 г.), «Портрет девочки с куклой» (1929 г.) и другие говорят о незаурядном мастерстве художника1. 1927 год принес много горя, сильно подорвав здоровье. Умерла жена. Друзья помогали, поддерживали, но здоровье резко ухудшалось. Сергей Ива нович навсегда покидает Ленинград и пе реезжает в Томск. Но жизнь вновь круто обошлась с ху дожником. По нелепому обвинению аре стован его единственный сын, изъят ар хив, началась травля... Надолго закрыты в запылившемся этюднике палитра и ки сти. Старый художник целиком отдался педагогической работе, которой посвятил в общей сложности 28 лет жизни. Еще будучи в Академии, Голубин окончил педагогические курсы. Вел заня тия по рисунку в студии общества рус ских художников, в средних учебных за ведениях, в пролеткульте, в Томском ин дустриальном институте имени С. М. Ки рова, в студии Томского товарищества художников. Его педагогическая дея тельность была отмечена многими грамо тами, положительными отзывами, пре миями. Постепенно Голубин возвращается к творческой деятельности. Он делает мас су рисунков прикладного характера (для печати, лекций, докладов). Пишет «Портрет крестьянина Якова» (1929 г., Томский краеведческий музей) — один из лучших голубинских портретов. Пря мо на зрителя смотрят немного уставшие, чем-то обремененные глаза. В них — он весь, крестьянин, со своими тяготами и заботами. Потрепанный полушубок не может скрыть могучее тело. Крепкие мужицкие руки полны затаенной силой и энергией. Этими мозолистыми, распух шими в суставах руками создавались первые колхозы... Из других более поздних портретов выделяется «Портрет рабочего — члена Горсовета в Томске» (1930 г., находится в частных руках) и «Портрет проф. В. Н. Вершинина» (1935 г., хранится в Томском медицинском институте). В это же время Сергей Иванович пишет ряд пейзажей окрестностей Томска2. 1 Все портреты, кроме «Автопортрета» (1925 г.) и «Портрета девочки с куклой» (1929 г.), которые приобретены для музейного фонда страны, нахо дятся в частных руках. 2 Среди них «Сосны при закате солнца», «Ро ща» (1938 г.) и «Кедры над водой» (1929 г.), при обретенные для музейного фонда страны. Снова на выставках появляются его работы. Снова художник Голубин под нялся во весь рост, заговорил во весь го лос... Сергей Иванович не любил громких слов и никогда не пояснял своих работ: они достаточно много говорят сами за себя. Взгляните на портрет Оли Кольто, да, на портрет, хотя он выполнен на неболь шом клочке бумаги! Какое глубокое про никновение во внутренний мир девушки! Сколько в ней чарующей прелести, де вичьей свежести и нравственной чистоты! Широко раскрытые глаза безучастны к окружающему: она вся ушла в себя. Кто знает, о чем думает, о чем мечтает это хрупкое существо? Может быть, она вспомнила что-нибудь грустное? Трудно сказать. Еще труднее остаться равнодуш ным к этому глубоко психологическому портрету... Как истинный реалист, художник ни когда не терпел фальши, не признавал псевдоновых левацких загибов, формали стических трюкачеств. Он был правдив и требовал правды от других. Глеб Сергеевич Голубин рассказывал мне, что «Портрет крестьянина Якова», о котором говорилось ранее, написан как вызов, как протест против поверхно стного искусства некоторых художников тридцатых годов. С. И. Голубин не делал того, что могло быть временным, конъюнктурным. Он творил по зову своего большого сердца, которое всегда было с народом. Силы и убедительность его искусства — в глуби не содержания и совершенстве формы. Вместе с идейно-художественными тра дициями «отцов и дедов» С. И. Голубин унаследовал их мастерство, мастерство, выработанное годами упорного труда. Часто в беседах Сергей Иванович при водил в пример И. И. Бродского, люби мого ученика И. Е. Репина, который сна чала в мастерской Репина считался од ним из неспособных, но позднее выдви нулся благодаря беспощадному к себе ТРУДУ- Говоря о Бродском, он говорил о себе. И если его карандашный портрет крестьянина Якова (1929 г., Новосибир ская картинная галерея) выполнен, как утвержает его сын, «без единого прикос новения резинкой», крупным, смелым, но безупречно точным штрихом, то это — результат многолетних трудов и постоян ных тренировок. Многие работы С. И. Голубина экспо нировались на выставках в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде,' позднее — в Томске и Новосибирске. В тридцатых годах несколько картин, как сообщает сестра художника, продано в Голландию или Данию. Многие произведения Сергея Ивановича находятся в различных музе ях и галереях страны: два пейзажа — в музее общества имени А. И. Куинджи в Ленинграде, одиннадцать работ — в Томском краеведческом музее, два пор 1 2 . «Сибир ски е о гни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2