Сибирские огни, 1963, № 8

После ухода из Академии Голубин жал в Нижнем Новгороде, целиком от­ давшись подпольной революционной ра­ боте. Во время событий 1905 года на квартире у Сергея Ивановича собирал­ ся Нижегородский комитет РСДРП. В этот комитет тогда входили: Каржен- цев П. М. (подпольная кличка Платон Лебедев) — будущий председатель коми­ тета по делам искусств, доктор Влади­ мирский—• будущий нарком здравоохра-' нения и другие. Жбна С. И. Голубина — Борткевич — была активной революционеркой, членом РСДРП. После Великой Октябрьской ре­ волюции работала в Ленинграде секрета­ рем культотдела Совета Союза, была членом правления Союза «Рабис» и вплоть до самой смерти — членом Цен­ трального городского Совета Ленинграда. В 1906 году Сергей Иванович Голу­ бин возвращается в Петербург. До 1917 года работал в мозаичной мастерской при Академии Художеств, где в этот пе­ риод производились работы главным об­ разом для Исаакиевского собора, в кото­ ром портящаяся старая живопись заме­ нялась мозаикой. Почти каждое лето Голубин выезжает то в Васильсурск, то в Бобруйск, то в Куоккалу. В это время сделано множе­ ство этюдов, рисунков, портретов, но, к сожалению, о многих из них почти ниче­ го не известно. Надо отдать должное художнику, ко­ торый в мрачные годы жестокой реакции после поражения первой русской рево­ люции, когда мутный поток декаденщи- ны и формалистических извращений «унес» значительную часть художествен­ ной интеллигенции в болото крайнего ин­ дивидуализма, когда вновь на щит была поднята теория «искусство для ис­ кусства», остался верен великим тради­ циям глубоко демократического реали­ стического искусства. Из работ дореволюционного периода следует отметить «Женский портрет» (1902 г.), «Портрет сына», Глеба Серге­ евича Голубина, в красной косоворотке: юноша, может быть, впервые в жизни так глубоко задумавшийся (хранится у родных С. И. Голубина); «Дети у окна» (1907 г.); «Бобруйск» (1908 г.), «Василь­ сурск» (два этюда — оба 1912 г.), «Ма­ риинский посад», «Корабельная роща», «Вяз», «Дубки» (1903 г.), «Дали на Вол­ ге» (1900 г.) й многие другие — разно­ образные фрагменты природы средней полосы Р0ССИИ1. «Дети у окна» (1907 г., Томский крае­ ведческий музей): за окном гаснут по­ следние лучи солнца, отблески вечерней зари на грустных лицах мальчика и де­ вочки. Убого в крестьянской избе: ска­ мейки, самовар. Дети — немного уста­ лые и печальные, отдавшиеся своим ре­ 1 Ниже я буду говорить лишь о некоторых из тех работ С. И. Голубина, которые я лично видел. бячьим мечтам. Это — люди, художник верит в них, с ними его симпатии и на­ дежды. «Васильсурск» (Новосибирская кар­ тинная галерея) — прекрасный этюд. С горы видны несколько небольших доми­ ков, за ними — Волга с уходящими вдаль лесами и лугами. Все изображено с необыкновенной любовью и вниманием: открытые окна домов с кружевными за­ навесками и цветами, забор с пробиваю­ щейся сквозь него зеленью, белесые то­ поля; неутомимый пароход, перелески и поля Заволжья. Это не просто изображе­ ние виденного, все здесь согрето теплом большой человеческой души. Когда видишь «Вяз» (1912 г., хранит­ ся в Новосибирской картинной галерее), невольно сравниваешь его с картинами И. И. Шишкина. Как одиноко среди высоких желто-коричневых трав стоит вяз-великан! Под сильными порывами ветра колышатся упругие сучья могучего дерева, по сине-голубому небу мчатся рваные облака. Низко расположенная линия горизонта только еще более под­ черкивает динамичность композиции. Вяз почти одинок, но чем-то могучим, ог­ ромным веет от этого небольшого по­ лотна! С. И. Голубин был большим мастером зимнего пейзажа. Он обычно радовался большому морозу: будет иней — можно работать с натуры, и шел писать. Глеб Сергеевич, сын художника, рассказывал, как Сергей Иванович в районе Куоккала (Финляндия) в тридцатиградусный мороз работал с натуры: «Папа сидел в двух тулупах, руки растирал спиртом, но пи­ сал». «Ели и сосны под снегом» (1908 г.), «Ель под снегом» (1908 г.), «Ель под снегом при солнце» (1910 г.), «Ели на солнце» (1910 г.), «Лес зимой» (1912 г., все работы в частных руках), «Зимний пейзаж» (Финляндия, 1912 г., в музей­ ном фонде страны), «Пашня, последний снег» (Финляндия, 1912 г., там же), «Финляндский пейзаж» (1910 г., Том­ ский краеведческий музей), «Зима» (Но­ восибирская картинная галерея) — не­ многие известные работы серии зимних пейзажей. То освещенные солнцем, то погребен­ ные снегом, поникшие, то дерзко зеле­ неющие, стройные ели с вытянувшимися к солнцу ветвями. Каждый этюд оригина­ лен, они исключительно правдивы и убе­ дительны. Может сложиться впечатление, что С. И. Голубин — художник-пейзажист. Но это не так. Я пишу в основном о его пейзажах лишь потому, что о других ра­ ботах известно немногое. Но, по словам современников художника, с которыми я встречался, С. И. Голубин был талант­ ливым портретистом. Сестра художника, Мария Ивановна, недавно прислала один из списков работ брата, где названо более десятка портре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2