Сибирские огни, 1963, № 8
После ухода из Академии Голубин жал в Нижнем Новгороде, целиком от давшись подпольной революционной ра боте. Во время событий 1905 года на квартире у Сергея Ивановича собирал ся Нижегородский комитет РСДРП. В этот комитет тогда входили: Каржен- цев П. М. (подпольная кличка Платон Лебедев) — будущий председатель коми тета по делам искусств, доктор Влади мирский—• будущий нарком здравоохра-' нения и другие. Жбна С. И. Голубина — Борткевич — была активной революционеркой, членом РСДРП. После Великой Октябрьской ре волюции работала в Ленинграде секрета рем культотдела Совета Союза, была членом правления Союза «Рабис» и вплоть до самой смерти — членом Цен трального городского Совета Ленинграда. В 1906 году Сергей Иванович Голу бин возвращается в Петербург. До 1917 года работал в мозаичной мастерской при Академии Художеств, где в этот пе риод производились работы главным об разом для Исаакиевского собора, в кото ром портящаяся старая живопись заме нялась мозаикой. Почти каждое лето Голубин выезжает то в Васильсурск, то в Бобруйск, то в Куоккалу. В это время сделано множе ство этюдов, рисунков, портретов, но, к сожалению, о многих из них почти ниче го не известно. Надо отдать должное художнику, ко торый в мрачные годы жестокой реакции после поражения первой русской рево люции, когда мутный поток декаденщи- ны и формалистических извращений «унес» значительную часть художествен ной интеллигенции в болото крайнего ин дивидуализма, когда вновь на щит была поднята теория «искусство для ис кусства», остался верен великим тради циям глубоко демократического реали стического искусства. Из работ дореволюционного периода следует отметить «Женский портрет» (1902 г.), «Портрет сына», Глеба Серге евича Голубина, в красной косоворотке: юноша, может быть, впервые в жизни так глубоко задумавшийся (хранится у родных С. И. Голубина); «Дети у окна» (1907 г.); «Бобруйск» (1908 г.), «Василь сурск» (два этюда — оба 1912 г.), «Ма риинский посад», «Корабельная роща», «Вяз», «Дубки» (1903 г.), «Дали на Вол ге» (1900 г.) й многие другие — разно образные фрагменты природы средней полосы Р0ССИИ1. «Дети у окна» (1907 г., Томский крае ведческий музей): за окном гаснут по следние лучи солнца, отблески вечерней зари на грустных лицах мальчика и де вочки. Убого в крестьянской избе: ска мейки, самовар. Дети — немного уста лые и печальные, отдавшиеся своим ре 1 Ниже я буду говорить лишь о некоторых из тех работ С. И. Голубина, которые я лично видел. бячьим мечтам. Это — люди, художник верит в них, с ними его симпатии и на дежды. «Васильсурск» (Новосибирская кар тинная галерея) — прекрасный этюд. С горы видны несколько небольших доми ков, за ними — Волга с уходящими вдаль лесами и лугами. Все изображено с необыкновенной любовью и вниманием: открытые окна домов с кружевными за навесками и цветами, забор с пробиваю щейся сквозь него зеленью, белесые то поля; неутомимый пароход, перелески и поля Заволжья. Это не просто изображе ние виденного, все здесь согрето теплом большой человеческой души. Когда видишь «Вяз» (1912 г., хранит ся в Новосибирской картинной галерее), невольно сравниваешь его с картинами И. И. Шишкина. Как одиноко среди высоких желто-коричневых трав стоит вяз-великан! Под сильными порывами ветра колышатся упругие сучья могучего дерева, по сине-голубому небу мчатся рваные облака. Низко расположенная линия горизонта только еще более под черкивает динамичность композиции. Вяз почти одинок, но чем-то могучим, ог ромным веет от этого небольшого по лотна! С. И. Голубин был большим мастером зимнего пейзажа. Он обычно радовался большому морозу: будет иней — можно работать с натуры, и шел писать. Глеб Сергеевич, сын художника, рассказывал, как Сергей Иванович в районе Куоккала (Финляндия) в тридцатиградусный мороз работал с натуры: «Папа сидел в двух тулупах, руки растирал спиртом, но пи сал». «Ели и сосны под снегом» (1908 г.), «Ель под снегом» (1908 г.), «Ель под снегом при солнце» (1910 г.), «Ели на солнце» (1910 г.), «Лес зимой» (1912 г., все работы в частных руках), «Зимний пейзаж» (Финляндия, 1912 г., в музей ном фонде страны), «Пашня, последний снег» (Финляндия, 1912 г., там же), «Финляндский пейзаж» (1910 г., Том ский краеведческий музей), «Зима» (Но восибирская картинная галерея) — не многие известные работы серии зимних пейзажей. То освещенные солнцем, то погребен ные снегом, поникшие, то дерзко зеле неющие, стройные ели с вытянувшимися к солнцу ветвями. Каждый этюд оригина лен, они исключительно правдивы и убе дительны. Может сложиться впечатление, что С. И. Голубин — художник-пейзажист. Но это не так. Я пишу в основном о его пейзажах лишь потому, что о других ра ботах известно немногое. Но, по словам современников художника, с которыми я встречался, С. И. Голубин был талант ливым портретистом. Сестра художника, Мария Ивановна, недавно прислала один из списков работ брата, где названо более десятка портре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2