Сибирские огни, 1963, № 8
«кой известного русского педагога, про фессора П. П. Чистякова. После успешного окончания натурного класса Голубин поступает в мастерскую профессора Ильи Ефимовича Репина. Сразу же после приемных экзаменов, из тех, кому не удалось поступить в Ака демию, Сергей Иванович создал кружок, помогая им, как мог, и, уходя на заня тия, предоставлял кружковцам для рабо ты свою комнату. Кружок Голубина од нажды посетил Николай Николаевич Ге. •После продолжительной беседы он при гласил всех к себе смотреть «Голгофу», снятую цензором с выставки. Голубин был очень занят, опыта для руководства кружком еще не было, по этому он обращается в Совет Академии за помощью. И. Е. Репин одобрил его просьбу и обещал содействие. Так про изошло их знакомство, переросшее за тем в долголетнюю дружбу. Когда Репин получил в свое распоря жение еще одну хорошо обставленную мастерскую, он решил организовать в ней занятия с учениками и предложил Голубину передать ему работающую у него группу. «Работа в Академии — самые замеча тельные дни моей жизни»,— рассказы вал Сергей Иванович, уже слепой, убе ленный сединой, умудренный жизненным опытом старик, когда я впервые встре тился с ним (в 1951 году). Репин имел огромное влияние на мо лодежь. Надо сказать, что система пре подавания в высшем художественном за ведении страдала академизмом. «Гипс, гипс и еще раз гипс»,— говорили педа гоги, заставляя в сотый раз рисовать гипсовый торс или голову. Поэтому, есте ственно, переход к занятиям в художест венных мастерских под руководством ка кого-либо известного художника ожидал ся учащимися с большим нетерпением. Большая часть студентов стремилась попасть в мастерскую Репина. Илья Ефимович был очень своеобразным пре подавателем, — вспоминал Голубин1. —• В первую очередь он стремился пере дать студентам свое чудесное мастерст во. Поэтому чаще всего он во время за нятий садился за мольберт и работал над натурой, а мы следили за каждым дви жением его изумительной кисти. Писал он широко, сочно, свободно, густо клал краску, удивительно точно передавая цвет. Такие уроки приучили нас к боль шой самостоятельности, к творческому осмысливанию темы». Великий живописец умел одной фра зой дать молодому художнику направле ние, указать ему нити дальнейшего со вершенствования. Однажды, остановив шись за спиной работавшего Голубина, Илья Ефимович сказал: «Работайте над 1 Подробнее см. Томскую областную газету «Красное знамя» от 30 сентября 1955 года, стр. 1, «Великий мастер». рисунком и дальше, из вас со временем может выйти неплохой рисовальщик». От работы с молодежью Репин никог да не отказывался, вел занятия одно временно в нескольких мастерских. По его предложению часто устраивались художественные выставки, к участию в которых он привлекал молодых художни ков. На одной из таких выставок демон стрировались нравившиеся И. Е. Репину работы Сергея Ивановича — «Весна» и ряд этюдов. Там же была выставлена «Дуэль» Репина. Отдавался Голубин работе самозаб венно, увлеченно. Обычно весь день про ходил в работе в классах, с гипсов, ма некенов, в скульптурном музее, в Куше- левской галерее, а вечерами после заня тий он рисовал натурщиков у себя на квартире. Особенно любил Сергей Ивано вич работать над эскизами. Его сестра М. И. Шипицына рассказывает, что он обычно рисовал с размахом, углем на огромных листах, размерами примерно два на один-полтора метра. Эти эскизы экспонировались на «Выставке художе ственного творчества», организованной Репиным, о них много говорили, писали в газетах, отмечая их как лучшие по вы ражению замысла. Начиналась самостоятельная творче ская жизнь молодого художника. Высо кую оценку получает у художников пер вый (той же ученической поры) портрет на «Весенней выставке» в Академии. Позднее пользовался успехом на выстав ке и «Финляндский пейзаж», прекрасно передающий солнечное освещение елей, занесенных снегом. Но первые удачи не вскружили голову Голубину. Он выполняет по заказам мас су копий в Эрмитаже с картин Рембранд та, Веласкеса, Рубенса, Мурильо, Рафа эля и Веронезе1. «Работа над копиями живописи старых мастеров принесла мне большую пользу и делал я их, особенно с Рембрандтовских полотен, с большим увлечением»,— писал Сергей Иванович. Период учебы в мастерской И. Е. Ре пина ознаменовался крупной творческой поездкой на Волгу, которая была совер шена вместе с художником-передвижни- ком Андреем Николаевичем Шильдером (1861 —1919). Голубин, как обычно, мно го работает, мечтает написать большую картину, посвященную волжским труже никам. Но замыслу не суждено было осуще ствиться. Политические события, обще ственная занятость, трения с Академиче ским начальством мешали этому. Па мятью о чудесных днях поездки остались несколько десятков этюдов, множество акварельных и карандашных рисунков. 1 Некоторые из них находятся в Кишиневском музее. Как утверждает В. И. Краус, заведующая художественным отделом Томского областного краеведческого музея, одна из крупных копий музея также выполнена С. И. Голубиным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2