Сибирские огни, 1963, № 8

«кой известного русского педагога, про­ фессора П. П. Чистякова. После успешного окончания натурного класса Голубин поступает в мастерскую профессора Ильи Ефимовича Репина. Сразу же после приемных экзаменов, из тех, кому не удалось поступить в Ака­ демию, Сергей Иванович создал кружок, помогая им, как мог, и, уходя на заня­ тия, предоставлял кружковцам для рабо­ ты свою комнату. Кружок Голубина од­ нажды посетил Николай Николаевич Ге. •После продолжительной беседы он при­ гласил всех к себе смотреть «Голгофу», снятую цензором с выставки. Голубин был очень занят, опыта для руководства кружком еще не было, по­ этому он обращается в Совет Академии за помощью. И. Е. Репин одобрил его просьбу и обещал содействие. Так про­ изошло их знакомство, переросшее за­ тем в долголетнюю дружбу. Когда Репин получил в свое распоря­ жение еще одну хорошо обставленную мастерскую, он решил организовать в ней занятия с учениками и предложил Голубину передать ему работающую у него группу. «Работа в Академии — самые замеча­ тельные дни моей жизни»,— рассказы­ вал Сергей Иванович, уже слепой, убе­ ленный сединой, умудренный жизненным опытом старик, когда я впервые встре­ тился с ним (в 1951 году). Репин имел огромное влияние на мо­ лодежь. Надо сказать, что система пре­ подавания в высшем художественном за­ ведении страдала академизмом. «Гипс, гипс и еще раз гипс»,— говорили педа­ гоги, заставляя в сотый раз рисовать гипсовый торс или голову. Поэтому, есте­ ственно, переход к занятиям в художест­ венных мастерских под руководством ка­ кого-либо известного художника ожидал­ ся учащимися с большим нетерпением. Большая часть студентов стремилась попасть в мастерскую Репина. Илья Ефимович был очень своеобразным пре­ подавателем, — вспоминал Голубин1. —• В первую очередь он стремился пере­ дать студентам свое чудесное мастерст­ во. Поэтому чаще всего он во время за­ нятий садился за мольберт и работал над натурой, а мы следили за каждым дви­ жением его изумительной кисти. Писал он широко, сочно, свободно, густо клал краску, удивительно точно передавая цвет. Такие уроки приучили нас к боль­ шой самостоятельности, к творческому осмысливанию темы». Великий живописец умел одной фра­ зой дать молодому художнику направле­ ние, указать ему нити дальнейшего со­ вершенствования. Однажды, остановив­ шись за спиной работавшего Голубина, Илья Ефимович сказал: «Работайте над 1 Подробнее см. Томскую областную газету «Красное знамя» от 30 сентября 1955 года, стр. 1, «Великий мастер». рисунком и дальше, из вас со временем может выйти неплохой рисовальщик». От работы с молодежью Репин никог­ да не отказывался, вел занятия одно­ временно в нескольких мастерских. По его предложению часто устраивались художественные выставки, к участию в которых он привлекал молодых художни­ ков. На одной из таких выставок демон­ стрировались нравившиеся И. Е. Репину работы Сергея Ивановича — «Весна» и ряд этюдов. Там же была выставлена «Дуэль» Репина. Отдавался Голубин работе самозаб­ венно, увлеченно. Обычно весь день про­ ходил в работе в классах, с гипсов, ма­ некенов, в скульптурном музее, в Куше- левской галерее, а вечерами после заня­ тий он рисовал натурщиков у себя на квартире. Особенно любил Сергей Ивано­ вич работать над эскизами. Его сестра М. И. Шипицына рассказывает, что он обычно рисовал с размахом, углем на огромных листах, размерами примерно два на один-полтора метра. Эти эскизы экспонировались на «Выставке художе­ ственного творчества», организованной Репиным, о них много говорили, писали в газетах, отмечая их как лучшие по вы­ ражению замысла. Начиналась самостоятельная творче­ ская жизнь молодого художника. Высо­ кую оценку получает у художников пер­ вый (той же ученической поры) портрет на «Весенней выставке» в Академии. Позднее пользовался успехом на выстав­ ке и «Финляндский пейзаж», прекрасно передающий солнечное освещение елей, занесенных снегом. Но первые удачи не вскружили голову Голубину. Он выполняет по заказам мас­ су копий в Эрмитаже с картин Рембранд­ та, Веласкеса, Рубенса, Мурильо, Рафа­ эля и Веронезе1. «Работа над копиями живописи старых мастеров принесла мне большую пользу и делал я их, особенно с Рембрандтовских полотен, с большим увлечением»,— писал Сергей Иванович. Период учебы в мастерской И. Е. Ре­ пина ознаменовался крупной творческой поездкой на Волгу, которая была совер­ шена вместе с художником-передвижни- ком Андреем Николаевичем Шильдером (1861 —1919). Голубин, как обычно, мно­ го работает, мечтает написать большую картину, посвященную волжским труже­ никам. Но замыслу не суждено было осуще­ ствиться. Политические события, обще­ ственная занятость, трения с Академиче­ ским начальством мешали этому. Па­ мятью о чудесных днях поездки остались несколько десятков этюдов, множество акварельных и карандашных рисунков. 1 Некоторые из них находятся в Кишиневском музее. Как утверждает В. И. Краус, заведующая художественным отделом Томского областного краеведческого музея, одна из крупных копий музея также выполнена С. И. Голубиным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2