Сибирские огни, 1963, № 8
автографами, с дарственными надписями Кеннану. Таков, в числе прочих, -портрет Ядринцева. Одиннадцать снимков подпи саны словом «неопознанный». Кроме портретов, в альбоме около три дцати фотографий тюрем, этапов, ка торжных рудников, барж для перевозки арестантов, много снимков сибирских го родов, подлинные рисунки ссыльных и т. д. Важное дополнительное доказатель ство «родства» нью-йоркского альбома с красноярским — то, что в коллекции два снимка Мышкина, портрет которого Вла димир Ильич заказал одновременно с портретами Чернышевского и Петра Алексеева. Красноярский краевед уста новил, что тюремный фотограф в разное время дважды снимал отважного револю ционера для полиции и для своего тайно го альбома. Ипполит Мышкин в истории русского революционного движения был кометой столь же яркой, что и Петр Алексеев. Сын крепостной крестьянки и военного писаря, он обладал выдающимися спо собностями. Уже в молодые годы Мыш кин был отмечен наградой из рук царя, как блестящий военный стенограф. Вот, казалось, и «вышел в люди»: приличное жалование, у начальства — на виду... Но, скопив деньги, Мышкин завел типо графию, чтобы печатать в ней книги для крестьян и рабочих. В те годы познако мился он с одним мечтателем, который звал молодежь бежать в Америку и там основать коммуну. Покинуть Родину? Нет, место русского человека — в гуще своего народа! И нелегальные книжки, отпечатанные Мышкиным, стали расходиться по всей матушке Руси. Полиция узнала, что печатаются «про тивоправительственные издания». Но Мышкин успел скрыться и тайно пере шел границу. Там его след как будто за терялся. ...Летом 1875 года к воротам Вилюй- ского острога подъехал жандармский по ручик Мещеринов. Он предъявил бума ги, где говорилось, что ему поручено пре проводить опасного государственного преступника Чернышевского, находяще гося в остроге, на новое место. Но у по лицейского исправника было тайное предписание никого не допускать к Чер нышевскому без личного разрешения якутского губернатора. Поручик такого разрешения не имел. И в мундире его была странная небрежность: аксельбант не на том плече. Исправник, заподозрив неладное, навязал Мещеринову в прово жатые к губернатору надежных казаков. По дороге из Вилюйска в Якутск жан дармский поручик неожиданно выхватил револьвер и, отстреливаясь от казаков, попытался скрыться. По таежным тропам ринулась погоня. Вскоре закованного в кандалы мнимого поручика бросили на пол одиночной ка меры якутской тюрьмы. Он признал, что хотел освободить Чернышевского, но на отрез отказался назвать своих сообщни ков. Не выдал он их и в Иркутске, куда доставили его на допрос. Жандармы уже знали, что перед ними — давно разыски ваемый по делу тайной типографии Ип полит Мышкин, но больше ничего не мог ли добиться. И Мышкина повезли в Пе тербург. На суде он, как и Петр Алексеев, про изнес речь, обличающую царизм. Мыш кина приговорили к десяти годам катор ги. Его бросали из одной тюрьмы в дру гую, объявляли сумасшедшим, морили в карцерах. Но поистине неукротимый дух жил в этом человеке! Он протестовал против жестокостей тюремного режима, пытался бежать, уст роив подкоп с помощью гвоздя и штука турной лопатки, и, наконец, решился на отчаянный шаг: дал в церкви пощечину смотрителю тюрьмы. В 1881 году, по дороге в назначенную ему забайкальскую каторгу, Ипполит Мышкин пришел с этапом в краснояр скую пересыльную тюрьму и был здесь сфотографирован. Возможно, именно этот снимок оказал ся роковым для Мышкина. За произнесе ние «бунтарской речи» на похоронах по литического ссыльного ему было добав лено еще 15 лет каторги, но он сумел вместе с товарищем бежать из карийской тюрьмы под чужим именем. Беглецы благополучно миновали нема ло застав, расставленных на дорогах. Тем временем по Сибири разослали фотогра фии бежавших, и один из полицейских вспомнил, что как-то он проверял паспор та у тех, кого увидел теперь на снимках. К несчастью, его память удержала и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2