Сибирские огни, 1963, № 8
Но вот шесть портретов одного челове ка — бритого и с бородкой, в шапке и с непокрытой головой, в профиль и анфас. Рядом в альбом вклеено подлинное объ явление: «Отставной штабс-капитан Сергей Пет рович Дегаев, приметы — маленького роста, худощавый темный блондин. 5 ООО рублей назначено за сообщение полиции сведе ний, которые, дав возможность опреде лить местонахождение Дегаева, поведут к его задержанию. 10 ООО рублей будет выдано тому, кто, указав полиции местопребывание Дегаева, окажет содей ствие к задержанию преступника». Наверное, такое объявление было рас клеено всюду по Москве и Петербургу. Может быть, революционеры, соратники Дегаева, особенно заботливо охраняли «маленького роста, худощавого темного блондина» от полиции и сыщиков. Не по дозревали они, что «темный блондин», одна&ды попав в руки жандармов, сма лодушествует и станет опаснейшим пре дателем... И не кощунство ли, что теперь физиономия Дегаева наклеена в альбоме рядом с выданной предателем и пригово ренной к вечной каторге Верой Фигнер, участницей покушения на жизнь Алек сандра II. Конечно, террор был ошибкой народо вольцев, не веривших в революционные возможности рабочего класса. Но долгое время некоторые наши историки вспоми нали только их ошибки и забывали их подвиги. Лишь за последние годы восста новлена историческая правда о тех, кто, не найдя еще верного пути, боролся с произволом мужественно и беззаветно. Владимир Ильич Ленин, говоря о по колениях русской революции, напоми нал, что в свое время революционную агитацию Герцена подхватили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая геро ями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Мо лодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. И вот альбом с выцветшими фотогра фиями «молодых штурманов» — в стра не, где больше всего на свете боятся ре волюционных бурь, в городе, ставшем одним из бастионов старого, отживающе го мира, в мраморном здании на пере крестке, откуда за десять минут можно доехать до Уолл-стрит и за столько же без спешки дойти до особняков миллиар деров на Пятой авеню. Вечный гул и гро хот Нью-Йорка рвутся в открытые биб лиотечные окна. Я прислушиваюсь: голос, усиленный мегафоном, и эхо в ущелье улиц призы вают голосовать за сенатора, который «знает, как раздавить Кастро и восстано вить царство закона на Кубе». А потом голос тонет в надрывном вое ежедневной пробы сирен воздушной тревоги, возве щающем Нью-Йорку наступление пол дня... — Простите, но, по-моему, это Коро ленко! — слышу я за спиной голос неза метно подошедшей г-жи Яхин. Да, конечно, Короленко. Ведь он тоже был политическим ссыльным и одновре менно с Петром Алексеевым сидел в пе ресыльной тюрьме. Рядом с редким порт ретом писателя вклеен его подлинный рисунок с натуры, изображающий жили ще ссыльных поселенцев в снегах Яку тии — подарок Кеннану. И разве Короленко был единственным русским писателем, запечатленным тю ремным фотографом? Листая альбом, вижу фотографию До стоевского. Приговоренный за участие в- подпольном кружке к смертной казни,, которую в последние секунды перед рас стрелом заменили каторгой, Достоевский- четыре года провел в «мертвом доме» Омской тюрьмы. Портрет, наклеенный в альбом, снят именно в Омске. Дальше Салтыков-Щедрин, совсем еще молодой, в тюремной одежде: должно быть, сни мок времен семилетней вятской ссылки. Константин Станюкович, сосланный в Сибирь за «сокрытие государственных преступников»—народовольцев, за связь с живущими за рубежом политическими эмигрантами и за печатание статей «вредного направления». На портрете — дарственная надпись: «Многоуважаемо му доктору Кеннану на память, город. Томск». Писатель Григорий Мачтет, ав тор песни «Замучен тяжелой неволей», которую так любил Ленин. Перевернув очередную страницу, я ви жу поразительно знакомое лицо. Кто* это? Подписано Кеннаном: «Дмитрий Ро гачев, поручик, народник, судился по*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2