Сибирские огни, 1963, № 8
кратами. И солдаты, сопровождавшие ссыльных, не мешали разговорам, а, усевшись в стороне, жевали хлеб с кол басой, которой их угостили... Но дотошный мой знакомый решил уз нать, как, все-таки, обычная провинци альная фотография могла стать удобным местом встреч «государственных пре ступников»? Он раскопал в архивах на чало начал — помеченное 1879 годом разрешение губернатора на открытие фо тографического заведения — и потянул ниточку. Нашелся ■контракт владельцев фотографии, Регины Аксельрод и Генри ха Кеппеля, с начальником краснояр ской пересыльной тюрьмы. Владельцы обязывались фотографировать прибыва ющих в тюрьму ссыльных, чтобы в слу чае их побега сыщики могли по снимкам опознавать и задерживать подозритель ных лиц. Контракт оговаривал: отпечатав шесть снимков для полиции, владельцы разбивают стеклянный негатив. Но это-то последнее условие в фото графии как раз и не соблюдалось!.. Если новый ссыльный, которого при водили под конвоем в Падалкин пере улок, внушал хозяевам доверие, ему по казывали особый альбом. Там рядом с известными портретами Герцена, Черны шевского, Гарибальди были наклеены фотографии, отпечатанные с тайком со храняемых запретных негативов — тех, что полагалось уничтожать. За неболь шую плату новый невольный житель Си бири мог заказать на память любые сним ки своих предшественников. Владельцы фотографии не просто гна лись за лишней копейкой. Родственники известного П. Б. Аксельрода из группы «Освобождения труда», они сочувствова ли ссыльным и, наверное, ублаготворяли тюремное начальство, чтобы оно сквозь пальцы смотрело на встречи в Падалки- ном переулке. Вот в эту-то фотографию, на пятый день пребывания в Красноярске, а точ нее, в субботу 8 марта 1897 года, и за шел политический ссыльный Владимир Ильич Ульянов. Дожидаясь точного на значения места ссылки, Ленин посещал знаменитую библиотеку Юдина, а также знакомился с обитателями города, боль шей частью невольными. От них, по-ви димому, он и услышал о фотографии Аксельрод. Едва ли мы когда-нибудь узнаем все подробности этого посещения. Но кое- что настойчивому краеведу удалось уста новить. Он разыскал в архивах донесе ния полицейского надзирателя и еще в довоенные годы записал рассказ старика, который некогда был секретарем крас ноярского полицмейстера. Да, тому бы ло известно, что политический ссыльный Ульянов смотрел альбом и заказал для себя три фотографии. Какие же именно? Насколько помнил старик — Чернышев ского, Петра Алексеева, Ипполита Мыш кина. Позднее Владимир Ильич снова захо дил в фотографическое заведение Ак сельрод. Возможно, он надеялся встре титься здесь со своими товарищами по «Союзу борьбы за освобождение рабоче го класса» — они были доставлены в красноярскую пересыльную тюрьму. Од нако на этот раз губернатор не разре шил вновь прибывшим сразу посетить фотографию. Как установил Е. И. Влади миров по сохранившимся донесениям по лицейского надзирателя Кузьмина, встре ча в Падалкином переулке состоялась лишь в конце апреля. Именно тогда фо тограф мог снять Ленина, Кржижанов ского, Ванеева, Цедербаума, Старкова... Вы никогда не видели такого снимка? Не удивительно: пока не разыскано ни одного портрета Владимира Ильича в сибирской ссылке. Сохранился лишь из вестный снимок, сделанный в Петербур ге перед отправкой в Сибирь. Но ведь если в погожий апрельский день Владимир Ильич и его товарищи были запечатлены красноярским фото графом, то позднее эти снимки вполне могли оказаться на страницах альбома! Вот где надо их искать! Альбом... Тут-то мы и подходим к са мой сути дела. Беда в том, что в 1902 году, пять лет спустя после того, как Владимир Ильич был в фотографии Кеппеля — Аксель род, туда нагрянули жандармы. По ука занию из Петербурга,— в столицу дошли слухи о существовании незаконной кол лекции снимков политических преступ ников,— они тщательно обыскали дом в Падалкином переулке. Альбом и все не гативы были конфискованы. Что с ними сделали жандармы дальше — неизвест но. И сколько ни старается Владимиров,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2