Сибирские огни, 1963, № 8
В мозаичном полу верхней площадки — указатель расстояния от Гаваны до крупнейших столиц и городов мира. До Москвы — 9596 километров. А до южно го побережья США, полуострова Флориды, от Гаваны только 180 километров. Очень впечатляющ ансамбль старейшего университета страны — Гаванского. Факультетские здания стоят на террасах-холмах и занимают большую площадь. Подъезд к университету переходит в широкую лестницу, на верхней площадке ее мраморная фигура женщины. Это — символ науки, «альма матэр». Лестничный камень носит на себе следы времени, стены потемнели от постоянной влаги и пе ремен температуры. Красивые решетки покрылись коррозией. Однако все это не производит впечатления запустения, наоборот, делает весь ансамбль каким-то значительным, историчным, как бы утверждая незыблемость и извечность науки. Около порта в старом доме есть очень любопытный уголок — небольшой бар «Дон-Кихот». Это тесный, средневекового образца, погребок, стены его расписа ны изображениями подвигов знаменитого испанца. На второй этаж ведет лестнич ка, на площадке которой стоит большая фигура Дон-Кихота, вырезанная из дерева. На стойке бармена — две фигуры Дон-Кихота. На стене — выписанные маслом изображения двух свитков рукописей, на которых по-испански «Наставле ния Дон-Кихота о правилах поведения в баре». Вся обстановка, мрачноватая, простая, из темного дерева, деревянная резная отделка стен, фигура бармена — толстяка в колпачке, делает этот малозаметный барик таким привлекательным, таким типичным для эпохи Испании Дон-Кихота, что запоминается надолго. Изображение Дон-Кихота часто можно встретить на карнизах старинных особняков, теперь занятых учреждениями и школами. В одном из учебных заве дений — интернате я видел макет в каменной стене «Дон-Кихот за столом в трак тире». Все вырезано из дерева и выглядит интересно. Но кубинцы не все знако мы с литературой Испании, и поэтому Сервантес или Лопе де Вега для них еще не очень близки. Побывал я у президентского дворца, у старейшего испанского кафедрально го собора — архитектурной древности Гаваны. Все это величественно, но холодно и мрачно. С большим теплом я остановился в маленьком сквере у изящного памятника Сервантесу. Подошел старик-испанец и вначале по-английски, а затем по-испан- ски сказал, что это памятник великому испанскому писателю. Он был удивлен, что мы знали о Сервантесе. Я добавил, что книги Сервантеса и его «Дон-Кихот» хорошо знакомы русским, что Сервантес издается на русском языке многотысяч ным тиражом, что в Новосибирском театре идет даже балет «Дон-Кихот», сделан фильм о великом испанце. Расстались мы со старым кубинцем как добрые друзья. В городе много памятников и скульптурных произведений художников-реа- листов. Однако и здесь можно встретить «чудо современности» — творения абст ракционистов. Вот, например, вход в строящийся национальный театр украшает скульптура женщины. Сразу й без комментариев не догадаешься, что это такое. Тут и змея, и полено, и кочерга, и шар, пересеченные в необычных плоскостях. В самом театре я увидел опять непонятную скульптуру, чем-то смахивающую на вы тянутый самовар, проткнутый железными прутьями. Что сие значит — и спраши вать не стал. Несомненно только, что это не кубинское, а наносное с «того берега». И, разумеется, временное, скоропроходящее. В один из воскресных дней были с друзьями в театре. Огромный зал в пять ярусов переполнен. Всюду оживленный разговор, курейие, смех. До спектакля по казывают кинофильм, поэтому места надо занимать заранее. После фильма в пе рерыв подходят еще зрители, занимают даже проходы. Спектакль типа эстрады — скетчи, балет, пение, пляски, оркестр из барабанов и еще каких-то незнакомых ударных инструментов. Тут я еще раз почувствовал влияние американской «куль туры». Революционное правительство принимает . энергичные меры, чтобы приоб щать народ к подлинному искусству. Не очень давно состоялся первый в истории Ю . «Сибирские огни » № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2