Сибирские огни, 1963, № 8
Далила очень типична для молодого поколения Кубы, горячего, влюбленного до самозабвения в свою Родину. В 1958 году около четверти населения острова не умело читать. В первый год революции был сделан огромный вклад в борьбу с этим тяжким наследием. Еще партизанские отряды сражались в горах Сьерра-Маэстры, а в освобожден ных районах уже создавались школы, где обучали крестьянских детей. 1961 год кубинцы объявили годом народного образования. Надо было обу чить грамоте около 800 тысяч человек. Трудная, но грандиозная задача. Негра мотное население распылено и на далеких, маленьких островах, и в горах, и на побережье Солвары, где выпаривают соль. Нелегко было набрать и учителей. Но призыв революционного правительства нашел отклик в душе каждого грамотного кубинца. В горы, далекие места направились 35 тысяч учителей. К ним присоедини лись студенты, учащиеся старших классов. На борьбу с неграмотностью двину лись грамотные рабочие и служащие. Образовался отряд в 300 тысяч человек. Бывало так. Двенадцатилетний мальчонка приезжал в горы, в пункт, кото рый ему назначен, и поселялся в семье скотовода. Он вместе с ними пас скот, вместе питался. Жил месяцев восемь или год. Днем работал, а вечерами обучал семью грамоте. И не возвращался до тех пор, пока вся семья не научится читать и писать. Школьники, студенты уезжали на далекие острова. Учились там ловить ры бу и обучали рыбаков грамоте. В 1961 году Куба — единственная страна Латинской Америки —• стала стра ной сплошной грамотности. Это так здорово, что у меня мурашки от восторга по спине пробегают! Не могу не рассказать о двух эпизодах. Ликвидация неграмотности к концу 1961 года шла с большим накалом. В га зетах сообщались имена лучших посланников города. Они делали поистине герои ческую работу. Учили людей грамоте, вели агитацию и сами закалялись в усло виях острой классовой борьбы. К сожалению, не обходилось и без жертв. Вся страна провожала в последний путь убитого американскими наемниками одного из чудесных кубинских комсомольцев Конрада Бенитеса. Его замучили и повесили контрреволюционеры. Вместе с ним погиб и его «ученик» — крестьянин. Похороны были необычайны. Шествие походило на могучую демонстрацию верности кубинцев своей революции. Не запугали террористы юных героев. Газеты потом сообщали, как на место павшего Бенитеса в ряды борцов за ликвидацию неграмотности приходили новые и новые отряды активистов. На одном из собраний, посвященном предварительным итогам обучения, вы ступил Фидель Кастро. Народные учителя рассказывали о своих делах. К микрофону подошла маленькая 11-летняя девочка Барбара Пенинсиела. О своей работе она рассказывала просто, свободно, логично и без всякой бумаж ки. Она говорила о том, что учится в четвертом классе и сама обучила грамоте восемь человек. Фидель спросил: — Наверное, тебе было трудно? — Нет, товарищ председатель Совета министров, мне не было трудно. Ведь это дело было мне поручено,— с достоинством отвечала девочка. — Но ведь 8 человек обучать! А ты сама должна была учиться. — Это дело всей революции, и я считаю, что вы правильно поступили, дове рив мне обучать взрослых,— голос ее утонул в рукоплесканиях. Через президиум поднялась на сцену старая негритянка. Она подошла к Фи делю и, взяв его за руку, сказала: — Фидель! Ты говоришь о том, как люди стали грамотными. Я старая жен- хцина, всю жизнь была неграмотной и ничего не знала. А теперь я умею читать и писать. По возрасту ты мой сын, Фидель, у меня есть дети даже старше тебя. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2