Сибирские огни, 1963, № 8

Далила очень типична для молодого поколения Кубы, горячего, влюбленного до самозабвения в свою Родину. В 1958 году около четверти населения острова не умело читать. В первый год революции был сделан огромный вклад в борьбу с этим тяжким наследием. Еще партизанские отряды сражались в горах Сьерра-Маэстры, а в освобожден­ ных районах уже создавались школы, где обучали крестьянских детей. 1961 год кубинцы объявили годом народного образования. Надо было обу­ чить грамоте около 800 тысяч человек. Трудная, но грандиозная задача. Негра­ мотное население распылено и на далеких, маленьких островах, и в горах, и на побережье Солвары, где выпаривают соль. Нелегко было набрать и учителей. Но призыв революционного правительства нашел отклик в душе каждого грамотного кубинца. В горы, далекие места направились 35 тысяч учителей. К ним присоедини­ лись студенты, учащиеся старших классов. На борьбу с неграмотностью двину­ лись грамотные рабочие и служащие. Образовался отряд в 300 тысяч человек. Бывало так. Двенадцатилетний мальчонка приезжал в горы, в пункт, кото­ рый ему назначен, и поселялся в семье скотовода. Он вместе с ними пас скот, вместе питался. Жил месяцев восемь или год. Днем работал, а вечерами обучал семью грамоте. И не возвращался до тех пор, пока вся семья не научится читать и писать. Школьники, студенты уезжали на далекие острова. Учились там ловить ры­ бу и обучали рыбаков грамоте. В 1961 году Куба — единственная страна Латинской Америки —• стала стра­ ной сплошной грамотности. Это так здорово, что у меня мурашки от восторга по спине пробегают! Не могу не рассказать о двух эпизодах. Ликвидация неграмотности к концу 1961 года шла с большим накалом. В га­ зетах сообщались имена лучших посланников города. Они делали поистине герои­ ческую работу. Учили людей грамоте, вели агитацию и сами закалялись в усло­ виях острой классовой борьбы. К сожалению, не обходилось и без жертв. Вся страна провожала в последний путь убитого американскими наемниками одного из чудесных кубинских комсомольцев Конрада Бенитеса. Его замучили и повесили контрреволюционеры. Вместе с ним погиб и его «ученик» — крестьянин. Похороны были необычайны. Шествие походило на могучую демонстрацию верности кубинцев своей революции. Не запугали террористы юных героев. Газеты потом сообщали, как на место павшего Бенитеса в ряды борцов за ликвидацию неграмотности приходили новые и новые отряды активистов. На одном из собраний, посвященном предварительным итогам обучения, вы­ ступил Фидель Кастро. Народные учителя рассказывали о своих делах. К микрофону подошла маленькая 11-летняя девочка Барбара Пенинсиела. О своей работе она рассказывала просто, свободно, логично и без всякой бумаж­ ки. Она говорила о том, что учится в четвертом классе и сама обучила грамоте восемь человек. Фидель спросил: — Наверное, тебе было трудно? — Нет, товарищ председатель Совета министров, мне не было трудно. Ведь это дело было мне поручено,— с достоинством отвечала девочка. — Но ведь 8 человек обучать! А ты сама должна была учиться. — Это дело всей революции, и я считаю, что вы правильно поступили, дове­ рив мне обучать взрослых,— голос ее утонул в рукоплесканиях. Через президиум поднялась на сцену старая негритянка. Она подошла к Фи­ делю и, взяв его за руку, сказала: — Фидель! Ты говоришь о том, как люди стали грамотными. Я старая жен- хцина, всю жизнь была неграмотной и ничего не знала. А теперь я умею читать и писать. По возрасту ты мой сын, Фидель, у меня есть дети даже старше тебя. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2