Сибирские огни, 1963, № 8

Революция вызвала к жизни особый вид учебного заведения — народные тех­ нические школы. Это школы для взрослых, не имеющих профессий. В них за один-полтора года слушатели получают общеобразовательные зна­ ния и профессиональную подготовку по массовым профессиям. В 1962 году таких школ открыто около 80. В них обучалось разным профессиям почти 30 тысяч ра­ бочих, значительная часть окончивших направляется на новые строящиеся пред­ приятия. Кроме того, организованы курсы подготовки на предприятиях транспорта, в горнорудной промышленности и ряде других отраслей народного хозяйства. На заводах и фабриках страны введено изучение всеми рабочими основ тех­ ники производств по типу техминимума сороковых годов в СССР. Обучение про­ водится в форме групповых, бригадных или индивидуальных занятий инструк­ торами из числа наиболее квалифицированных мастеров, прошедших специаль­ ные курсы. Теоретические занятия ведут инженеры и техники предприятий. Мне пришлось основательно потрудиться, чтобы помочь нашим друзьям в разра­ ботке таких пособий, как: «Об организации курсов технического минимума на предприятиях», «Советы преподавателю курсов технического минимума», «Советы инструктору». Производственно-техническому обучению трудящихся здесь уделяется огром­ ное внимание. Кроме специальных занятий, проведены серии передач по радио, телевидению, издается большим тиражом и популярная техническая литература, выпущена бесплатная брошюра «Технический минимум — оружие рабочего класса». Но одной профессиональной подготовки кубинцам, разумеется, еще недоста­ точно. Нужна политическая, воспитательная работа. Ты не представляешь, как- тяжело отложились на психологию кубинского пролетариата его извечный труд на частного предпринимателя за кусок хлеба, боязнь потерять место, неуверен­ ность в завтрашнем дне. Сейчас с помощью партийных и профсоюзных организа­ ций, печати, радио, телевидения и других средств пропаганды наследие прошло­ го теряет свою силу. Пример, опыт и поддержка такого могучего друга, как Со­ ветский Союз, вселяет веру, рождает энергию в строительстве новой жизни. Ну, вот, кажется, я познакомил тебя в общих чертах с жизнью кубинского ра­ бочего класса, который завоевал право быть хозяином своей страны и теперь стре­ мится овладеть высокой культурой производства. Ты, наверное, понимаешь, с ка­ ким чувством я тружусь здесь, чтобы помочь свободолюбивому народу в подготов­ ке руководящих кадров промышленности. Здесь это еще целина, и ее предстой освоить. Не сомневайся, друг, не посрамлю Отчизны. Письмо шестое Доброе утро или вечер! Что тебе пожелать? Выбери сам, что более соответ­ ствует моменту. Только что ко мне на работу забегала девушка Далила Миранер. Ей 18 лет. Это — красивая, черноволосая, подвижная кубинка. Как и ее многочисленные по­ други, она успевает и работать и учиться, и готовится к обороне Родины. Она член санитарной дружины в отряде народной милиции, сотрудница бюро перево­ дов в Министерстве промышленности и студентка вечернего университета. В ка­ кие-то промежутки она успела изучить на вечерних курсах русский язык. Ко мне Далила заходит по «производственным» вопросам: как перевести на испанский слова «ГОСТ», «тугоплавкий», «жидкотекучесть», «необратимость процесса» и т. д. и т. п. У нас с ней дружеский договор — она обращается ко мне только по-русски, я отвечаю только по-испански. Правда, для перевода таких слов, как «тугоплавкий» или «жидкотекучесть», моих лингвистических знаний явно не хватает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2