Сибирские огни, 1963, № 8

Если вместе с этими сердечными словами учесть, что тут каждый второй был неграмотным, тебе станет понятно волнение простого негритянского паренька, по­ павшего в хорошую школу нашей страны. Министерство промышленности и другие государственные органы уделяют ■большое внимание обучению и воспитанию национальных кадров. И отрадно со­ знавать, что и я приложу руки к этому благородному делу. Создана и проверяется практикой новая система народного образования, до­ ступного всему народу, свободная от схоластики, связанная с жизнью и трудом. Специальное образование осуществляется в технологических школах, учеб­ ные планы и программы которых строятся на базе 6 классов начальной школы, •в технологических институтах (техникумах) — на базе 9 классов средней школы и в университетах. В стране, кроме стационарных учебных заведений, действует широкая сеть различных курсов, дающих профессиональную подготовку молодежи. Кубинцы жадно тянутся к знаниям. Юношу и девушку чаще всего можно увидеть с книгой в руках, спешащими на какие-либо занятия. Дореволюционная батистовская Куба не знала организованной подготовки кадров. Две-три технические школы, частные коммерческие колледжи, институты •обеспечивали дипломами избалованную «золотую» молодежь, далекую от мысли о развитии национальной промышленности. Детям трудящихся не было дороги в эти учебные заведения. Поэтому проблемой подготовки кадров для народного хозяйства, в особен­ ности подготовки квалифицированных рабочих, повседневно занимаются револю­ ционное правительство, министерства и общественные организации. Здесь используются различные формы подготовки и повышения квалифика­ ции рабочих. Основным типом учебных заведений, подготавливающих для народного хо­ зяйства молодых квалифицированных рабочих, являются технологические и сель­ скохозяйственные школы. Это школы с двухлетним сроком обучения и занятиями по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам. Произ­ водственной практике отводится до 60 процентов учебного времени. Одной из лучших технологических школ Кубы является носящая имя Хосе Алемана. Тут готовятся молодые рабочие различных профессий: слесари, токари, фрезеровщики, электромонтеры, радиооператоры, столяры-модельщики, формов­ щики, литейщики, полиграфисты. Школа расположена в большом здании с просторными аудиториями и учеб­ ными кабинетами, имеются мастерские по каждой специальности, интернат, столо­ вая и хорошо оборудованная спортивная площадка. Выходит свой иллюстрирован­ ный журнал «Техник» — продукция юных полиграфистов. Учащиеся, как и везде на Кубе,— на государственном обеспечении., Они бесплатно учатся, получают фор­ менную одежду, питание, книги. Группа сотрудников Министерства просвещения, в ведении которого нахо­ дятся технологические школы, изучила работу советских профтехнических учи­ лищ в Москве и других городах СССР. В Гаване открыта новая технологическая школа имени Армандо Местре. Она работает по нашим учебникам, планам и программам, применяет операционно­ комплексную систему в производственном обучении, кабинетную систему в теоре­ тических занятиях. В значительной мере использует советский опыт учебно-вос- питательной и методической работы. В 1963 году создаются два крупных учебных центра: один по подготовке квалифицированных рабочих горнорудной промышленности в городе Сантьяго-де-Куба — горнорудном центре страны, второй — для подготовки ра­ бочих по металлообработке и машиностроению — в Гаване. Эти центры создаются с помощью Советского Союза. Группа моих коллег уже прибыла на остров и заня­ та сейчас подготовкой к их открытию. Поступает оборудование мастерских и лабо­ раторий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2