Сибирские огни, 1963, № 8
Переживал, переживал и не вытерпел! И спросил разрешение, и поздней осенью, после трудового дня, а дни в это время известно какие — короткие, зна чит уже в темноте, с фонарем начал бродить к поставленной на хранение маши-1 не. (И, разумеется, бесплатно!) А с ним и верная спутница Матрена Акимовна: «В случае чего подержать или посветить»... Некоторые удивлялись, считали его поступок даже чудачеством: — Ну, зачем, Василий Петрович, себя утруждать. Да еще и по ночам. Ма шина же сдана... А у старого мастера свое понимание чести (вот преданность делу!), упрямо отмахивается: — Что вы, что вы! Не себе, так товарищу свинью подложить. Во скажут — Ярошенко машину испортил. Так неможно.— И, смущенно потупив глаза, под няв указательный палец, протягивал: — Бес... совестно!.. Хорош кристально честный советский патриот, упрямый Кондрат Степанчен- ко, выведенный в рассказе Георгия Радова, как «лучший среди комбайнеров». Но, право же слово, некоторыми своими чертами реально существующий Василий Ярошенко, пожалуй, еще лучше и современней. Такая же преданность делу, но больше мастерства. А что касается самой «школы Ярошенко», его науки высокопроизводитель ного и бережного использования техники, то она, конечно, относится не только к комбайну, но и к трактору, к любой машине. Боремся за неуклонный технический прогресс. Но тем быстрее пойдем впе ред, чем лучше будем использовать действующие машины. Технический прогресс надо помножить на высокопроизводительное использование имеющейся сегодня техники. Орудия производства — драгоценный народный капитал. Механизатор, который не терпит обезлички, а принимает свой трактор или комбайн, как бы на вечно, совершенствующий свою машину и умеющий продлить ее высокопроизво дительную жизнь,— самоотверженный труженик, он находится на самом перед нем крае борьбы за коммунизм. Поговорили мы недавно с Василием Петровичем и о современных делах «на техническом фронте» сельского хозяйства. Общеизвестно ведь, что и в Си бири и в Казахстане в нынешнем году труд организуется по-новому: и земли и техника закрепляются за механизированными отрядами, для технических уходов создаются специальные звенья мастеров-наладчиков. Как он к этому относится? Относится одобрительно. — Дело,— говорит,— новое и, думаю, неплохое, особенно, если мастера под берутся хорошие. Однако, если сам хозяин машины будет работать спустя рукава, без души и без совести, то и наладчик не поможет. Вот увидите — образуются тогда очереди у наладчиков. Я так скажу: на наладчика надейся, но и сам не плошай... Больше всего огорчают старика такие механизаторы (а они еще не выве лись), от которых, по его словам: — Двери в конторах не закрываются. Все ходят и ходят, выпрашивая себе на каждый сезон новую машину. И обязательно, чтобы самой последней марки. А получив, пускают на износ... ■— Если хотите знать,— убежденно продолжает он,—-так я и личной выго ды не вижу от частой смены машины. Хоть они и серийно выпускаются, но вра ботайся в нее хорошенько, и у каждой найдешь свои особенности. На своей знако мой, да хорошо налаженной машине и выработка выше, она у тебя в руках, как игрушка. — И к другим приглядываюсь. У кого у нас в Златопольском совхозе среди трактористов лучшие показатели? Например, у Сураева Василия Алексеевича: На доске показателей его фамилия всегда первая. У него самая большая эконо мия и на ремонтах. Но Сураев все годы работает на одном и том же «ДТ-54»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2