Сибирские огни, 1963, № 8

Переживал, переживал и не вытерпел! И спросил разрешение, и поздней осенью, после трудового дня, а дни в это время известно какие — короткие, зна­ чит уже в темноте, с фонарем начал бродить к поставленной на хранение маши-1 не. (И, разумеется, бесплатно!) А с ним и верная спутница Матрена Акимовна: «В случае чего подержать или посветить»... Некоторые удивлялись, считали его поступок даже чудачеством: — Ну, зачем, Василий Петрович, себя утруждать. Да еще и по ночам. Ма­ шина же сдана... А у старого мастера свое понимание чести (вот преданность делу!), упрямо отмахивается: — Что вы, что вы! Не себе, так товарищу свинью подложить. Во скажут — Ярошенко машину испортил. Так неможно.— И, смущенно потупив глаза, под­ няв указательный палец, протягивал: — Бес... совестно!.. Хорош кристально честный советский патриот, упрямый Кондрат Степанчен- ко, выведенный в рассказе Георгия Радова, как «лучший среди комбайнеров». Но, право же слово, некоторыми своими чертами реально существующий Василий Ярошенко, пожалуй, еще лучше и современней. Такая же преданность делу, но больше мастерства. А что касается самой «школы Ярошенко», его науки высокопроизводитель­ ного и бережного использования техники, то она, конечно, относится не только к комбайну, но и к трактору, к любой машине. Боремся за неуклонный технический прогресс. Но тем быстрее пойдем впе­ ред, чем лучше будем использовать действующие машины. Технический прогресс надо помножить на высокопроизводительное использование имеющейся сегодня техники. Орудия производства — драгоценный народный капитал. Механизатор, который не терпит обезлички, а принимает свой трактор или комбайн, как бы на­ вечно, совершенствующий свою машину и умеющий продлить ее высокопроизво­ дительную жизнь,— самоотверженный труженик, он находится на самом перед­ нем крае борьбы за коммунизм. Поговорили мы недавно с Василием Петровичем и о современных делах «на техническом фронте» сельского хозяйства. Общеизвестно ведь, что и в Си­ бири и в Казахстане в нынешнем году труд организуется по-новому: и земли и техника закрепляются за механизированными отрядами, для технических уходов создаются специальные звенья мастеров-наладчиков. Как он к этому относится? Относится одобрительно. — Дело,— говорит,— новое и, думаю, неплохое, особенно, если мастера под­ берутся хорошие. Однако, если сам хозяин машины будет работать спустя рукава, без души и без совести, то и наладчик не поможет. Вот увидите — образуются тогда очереди у наладчиков. Я так скажу: на наладчика надейся, но и сам не плошай... Больше всего огорчают старика такие механизаторы (а они еще не выве­ лись), от которых, по его словам: — Двери в конторах не закрываются. Все ходят и ходят, выпрашивая себе на каждый сезон новую машину. И обязательно, чтобы самой последней марки. А получив, пускают на износ... ■— Если хотите знать,— убежденно продолжает он,—-так я и личной выго­ ды не вижу от частой смены машины. Хоть они и серийно выпускаются, но вра­ ботайся в нее хорошенько, и у каждой найдешь свои особенности. На своей знако­ мой, да хорошо налаженной машине и выработка выше, она у тебя в руках, как игрушка. — И к другим приглядываюсь. У кого у нас в Златопольском совхозе среди трактористов лучшие показатели? Например, у Сураева Василия Алексеевича: На доске показателей его фамилия всегда первая. У него самая большая эконо­ мия и на ремонтах. Но Сураев все годы работает на одном и том же «ДТ-54»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2