Сибирские огни, 1963, № 8
Он рассказывает поучительные детали из этой науки, лишний раз напомина ющие, как по-особенному важны в наш век механизации и автоматизации точ ность во всем, исключительное внимание к мелочам. Недаром говорится, что маленькое начало очень часто приводит к большому концу. — Обходим однажды комбайн,— вспоминает он,— и словно бы все как на до. А он у болтика остановился: гляди, говорит, вокруг появляется ржавая пыль ца. Значит, болтик начал хлябать. Не подкрути его — постепенно разобьет от верстие и приведет к поломке. Пока машина не отрегулирована, работу дядя Ва ся не начнет. Учил меня, если, говорит, в машине не уверен, не торопись, а на крайний случай налей полный стакан воды и поставь на комбайн. Если вода по плескивает при работе машины — значит, нужной балансировки нет — опять ре гулируй... Побеждает не скорый, а спорый... — Бывало и так,— продолжает он,— спросит меня: ну как, Капитон, можно начинать? Смотрю, мотор стрекочет ровно, машина в работу просится. Можно, говорю, дядя Вася. А вот видишь — показывает мне звездочку — у этого зуба появляется светлячок. Другой бы, как и я, тогда еще совсем новичок, и внимание не обратил: ну светлячок, пустяк какой-то... А теперь на всю жизнь помню, что самое маленькое поблескивание шестеренки говорит о перекосе. Не в центре, зна чит. Не отрегулируй цепи, не поставь звездочки в одну струну — через смену — два ползуба не будет, а там и поломка, если не авария. После всего рассказанного надо ли удивляться, что на «читательской конфе ренции» Василий Петрович не во всем согласился с родственным ему по духу и характеру литературным «собратом». — Как же так на бечевочках! Это не можно! — говорит улыбаясь.— Ни в жизнь не поверю. На бечевочке можно разве до конца гона доехать. Так не то что двадцать лет — неделю не протянешь... — Но в рассказе,— напоминаю ему,— ярко показано, что Кондрат уходил на фронт. За него в это время на агрегате подвизались жена и малолетний Ва нюшка. Вот ведь какая чудесная семья выведена писателем! Большинство латок, бечевочек да «заклепок из гвоздя» на комбайне еще с войны... И человеческие характеры, и жизненные ситуации многообразны. А в воен ные и послевоенные годы у советских людей и то, что многим казалось невоз можным, оказалось былью. И все же наш реальный герой никак не соглашается с героем вымышленным: — Допустим, что было так. Но раз Кондрат вернулся, то Доведи сначала все до ажура, а потом уже лезь на загонку. Машину не перехитришь: выедешь с бечевочками — насмешишь людей, а дело все равно не сделаешь. Поспешишь в уходе — проиграешь на полосе. Все делай загодя... И как бы в подтверждение этой мысли случайно упомянула Матрена Аки мовна, что они недавно опять ходили к своему новому комбайну. — Это зимой-то? Да зачем же, Василий Петрович? Оказывается, тут целая история. Перед жатвой при распределении доста лась ему такая самоходка из новых, которую все другие механизаторы браковали. При перегоне со станции Курорт Боровое до Златопольского совхоза была допуще на вопиющая небрежность: шофер Верозуб не подтянул гаечку, всю дорогу проте кало масло и чуть было не расплавились подшипники. (Вот еще какие у нас бы вают безобразия!) Василий Петрович, человек безотказный, комбайн, разумеется, принял. Дол го регулировал и, конечно, направил. После великолепной работы на жатве ко миссия приняла машину по акту как совершенно исправную. А вслед за тем в совхозе предупредили: «С этой самоходкой прощайтесь. На будущий год дадим еще более современную «СК-4»... Казалось бы, расчет полный! А Ярошенко изболелся. Он считал, что у ком байна имеется небольшой дефект: «На подшипник муфты словно бы недостаточно попадает масло. Надо бы покопаться».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2