Сибирские огни, 1963, № 8
ботает последние два года, то будет недалеко до двух миллионов пудов. Неплохая кучка! Для перевозки ее требуется с десяток полновесных железнодорожных со ставов. Сопоставим его рачительность с использованием техники в Целинном крае, с положением, которое все еще нельзя назвать удовлетворительным. Приходится признать, что для того объема работы, который выполнил Ярошенко на одном комбайне-ветеране, в хозяйствах края в среднем за последние годы изнашивалось по пять-шесть более современных машин. Высказывались и сомнения: «А может быть, Ярошенко на своем комбайне за эти годы не раз переменил все узлы и детали, может быть, одна только рама и осталась». Ан, нет! Правда, гвардеец-механизатор не просто эксплуатировал свою машину: он неустанно ее совершенствовал. Собственными руками и по своей до гадке, обгоняя заводских конструкторов, Ярошенко ввел многие из тех новшеств, которые затем появились на машинах более поздних выпусков. Но когда зимой 1961 года его комбайн устанавливали, как памятник трудовой славе и наглядный пример для других, на цементный пьедестал во дворе Щучинс^рго училища меха низации сельского хозяйства, то при проверке оказалось, что основные узлы, включая мотор и радиатор, все двадцать лет проработали без замены! Мотор был заведен и на помосте. Даже опытные преподаватели училища не нашли каких-либо неполадок в работе степного корабля. А глянули: мотор вы пуска 1940 года и табличка на нем еще заводская. Общее заключение было еди нодушным: «Машина могла бы «трудиться» еще сезон, если не два»... Может быть, она бы еще и «трудилась». Но что было необходимо и предельно эффективно в предыдущие годы, то уже утратило свое значение сейчас. Произош ло и продолжается великое техническое перевооружение целинного земледелия. В частности, произведен почти полный переход с прицепных на самоходные комбай ны с широким захватом. А это, как всем понятно, настоящая революция на жат ве, высвобождающая не только тысячи людей, но и тракторы, на которых теперь вместо того, чтобы таскать комбайны, поднимают зябь и выполняют другие неот ложные осенние работы. С осени 1961 года и Ярошенко работает на самоходках «СК-3» и «СК-4» с шестиметровыми и десятиметровыми чудо-жатками. Не налюбуется новыми ма шинами. «Производительные, послушные — просто неоценимые!» — отзывает ся о них. Однако и они не идеал. И их он совершенствует. Например, поначалу у всей партии «СК-3», которая была доставлена в Кокчетавскую область, хедера оказа лись невыравненными. Сильно маялись комбайнеры: левая сторона бороздит по земле, правая идет поверху. Ярошенко сразу смекнул: — Укоротил я ,— рассказывает,— сантиметра на четыре подвеску с левой стороны. Пошло ровно. Вслед за мной и другие так же сделали. И не только, добавим, по Щучинскому району, так сделали, а по всей обла сти, у всей партии комбайнов... Или другой пример, о котором откровенно поведал прямой руководитель Яро шенко, главный инженер Златопольского совхоза П. П. Гришан: — У комбайнов «СК-4» в молотильной части неудачно поставлены цепи. Пройдут, бывало, комбайнеры несколько кругов, и уже авария — вырваны коло совые шнеки. Пошли мы, как и обычно, советоваться к Василию Петровичу. А он, — и что это за самородок! — с одного взгляда машину понимает, настоящий ин женер комбайнового дела... он уже сообразил. Переставил цепь, изменил ее ход. Так же переделали на других комбайнах, и всю уборку работали спокойно. В этой связи возникает и такой вопрос. Конструкторы новых сельскохозяйст венных машин раньше частенько наведывались посоветоваться к Ярошенко, что похвально. Но за последнее время, с выпуском новых самоходок, что-то заезжать пе рестали. Не рано ли? Такие практики, как Ярошенко, хорошие советчики в вопро сах технического прогресса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2