Сибирские огни, 1963, № 8

ботает последние два года, то будет недалеко до двух миллионов пудов. Неплохая кучка! Для перевозки ее требуется с десяток полновесных железнодорожных со­ ставов. Сопоставим его рачительность с использованием техники в Целинном крае, с положением, которое все еще нельзя назвать удовлетворительным. Приходится признать, что для того объема работы, который выполнил Ярошенко на одном комбайне-ветеране, в хозяйствах края в среднем за последние годы изнашивалось по пять-шесть более современных машин. Высказывались и сомнения: «А может быть, Ярошенко на своем комбайне за эти годы не раз переменил все узлы и детали, может быть, одна только рама и осталась». Ан, нет! Правда, гвардеец-механизатор не просто эксплуатировал свою машину: он неустанно ее совершенствовал. Собственными руками и по своей до­ гадке, обгоняя заводских конструкторов, Ярошенко ввел многие из тех новшеств, которые затем появились на машинах более поздних выпусков. Но когда зимой 1961 года его комбайн устанавливали, как памятник трудовой славе и наглядный пример для других, на цементный пьедестал во дворе Щучинс^рго училища меха­ низации сельского хозяйства, то при проверке оказалось, что основные узлы, включая мотор и радиатор, все двадцать лет проработали без замены! Мотор был заведен и на помосте. Даже опытные преподаватели училища не нашли каких-либо неполадок в работе степного корабля. А глянули: мотор вы­ пуска 1940 года и табличка на нем еще заводская. Общее заключение было еди­ нодушным: «Машина могла бы «трудиться» еще сезон, если не два»... Может быть, она бы еще и «трудилась». Но что было необходимо и предельно эффективно в предыдущие годы, то уже утратило свое значение сейчас. Произош­ ло и продолжается великое техническое перевооружение целинного земледелия. В частности, произведен почти полный переход с прицепных на самоходные комбай­ ны с широким захватом. А это, как всем понятно, настоящая революция на жат­ ве, высвобождающая не только тысячи людей, но и тракторы, на которых теперь вместо того, чтобы таскать комбайны, поднимают зябь и выполняют другие неот­ ложные осенние работы. С осени 1961 года и Ярошенко работает на самоходках «СК-3» и «СК-4» с шестиметровыми и десятиметровыми чудо-жатками. Не налюбуется новыми ма­ шинами. «Производительные, послушные — просто неоценимые!» — отзывает­ ся о них. Однако и они не идеал. И их он совершенствует. Например, поначалу у всей партии «СК-3», которая была доставлена в Кокчетавскую область, хедера оказа­ лись невыравненными. Сильно маялись комбайнеры: левая сторона бороздит по земле, правая идет поверху. Ярошенко сразу смекнул: — Укоротил я ,— рассказывает,— сантиметра на четыре подвеску с левой стороны. Пошло ровно. Вслед за мной и другие так же сделали. И не только, добавим, по Щучинскому району, так сделали, а по всей обла­ сти, у всей партии комбайнов... Или другой пример, о котором откровенно поведал прямой руководитель Яро­ шенко, главный инженер Златопольского совхоза П. П. Гришан: — У комбайнов «СК-4» в молотильной части неудачно поставлены цепи. Пройдут, бывало, комбайнеры несколько кругов, и уже авария — вырваны коло­ совые шнеки. Пошли мы, как и обычно, советоваться к Василию Петровичу. А он, — и что это за самородок! — с одного взгляда машину понимает, настоящий ин­ женер комбайнового дела... он уже сообразил. Переставил цепь, изменил ее ход. Так же переделали на других комбайнах, и всю уборку работали спокойно. В этой связи возникает и такой вопрос. Конструкторы новых сельскохозяйст­ венных машин раньше частенько наведывались посоветоваться к Ярошенко, что похвально. Но за последнее время, с выпуском новых самоходок, что-то заезжать пе­ рестали. Не рано ли? Такие практики, как Ярошенко, хорошие советчики в вопро­ сах технического прогресса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2