Сибирские огни, 1963, № 7
И по всей стране стали плодиться общины и секты. И нельзя, невозможно было помешать этому. Захар даже удивлялся — как это бог минует еще их деревню. И вот... Поразило в тот день его еще одно обстоятельство. «Мы-то, баптисты, словно сироты...» — сказала Пистимея. Но ведь... — Как же это так? — спросил у нее Захар .— Что ты верующая — я знаю. Но ведь ты, кажется, православной веры... — Так что вера? Христос-то один... А и дитю малому все глуби да глуби раскрываются, ежели с усердием науки учит,— как-то туманно отве тила Пистимея.— А мы, сказываю, по закону все. Бумага, говорю, есть. «Бумага» в райисполкоме действительно была. Но когда Большаков заметил, что нелишне было хотя бы поставить председателя колхоза в известность об этой «бумаге», ему вдруг начали «разъяснять»: — Религия — деликатное дело. Особенно сейчас, в военное время. И верующие... не те уже... не прежние религиозные мракобесы. Христи анство в СССР проповедует сейчас и воспитывает любовь народа к това рищу Сталину, патриотизм, ненависть к немецким фашистам. Зайдите-ка в нашу озерскую церковь хотя бы. Все молитвы верующих — о ниспосла нии нам победы и здоровья товарищу... — Вот тут-то и самим богомольцам надо кое-что разъяснить... По беду пошлет не бог, а сам народ только может ее... Тогда на Захара прикрикнули: — Слушайте! Мы не можем сейчас отталкивать от себя верующих. Понимать же надо! И кроме того... Ну вот хотя бы у вас в колхозе. Разве верующие сейчас трудятся хуже, чем атеисты? Это было, пожалуй, правда — верующие работали нисколько не ху же. Та же Пистимея Морозова дни и ночи хлесталась на полях, на фер мах. Куда бы Захар ни ставил ее, она делала дело молчком, но добросо вестно, не жалуясь на усталость, хотя временами чуть не падала на коле ни. Захар даже слышал несколько раз, как Пистимея подбадривала из мотавшихся вконец баб, мягко, по-женски напоминая, что мужьям-то на фронте ох как должно быть потяжельше да пожарче. «Ничего уж,— го ворила она.— Надо ведь. А за молитвой уж отдохнем душой и телом...» — Так что не обижайте там ваших верующих. Само собой, конечно, присматривайте за ними. Чтоб, знаете ли, ничего такого... На этом и закончился разговор в райисполкоме. Закончился, в суш ности, ничем, потому что Захар так и не уразумел тогда, в чем была суть религиозной политики. Он не обижал верующих, как ему советовали. Он присматривал за ними. «Ничего такого» за все годы, кажется, не произошло. Только вот мо литвенный дом, аккуратненький, чистенький, всегда со свежепокрашен- ными голубыми наличниками, напоминал чем-то пасхальное яичко, вы зывал теперь сильнее, чем когда бы то ни было, тошноту. Проводив взглядом старух, Большаков вытряхнул пепельницу в му сорную корзину, прибрал на столе бумаги, закрыл металлическим колпач ком стеклянную чернильницу и пошел на берег речки. Уже много-много лет подряд Захар каждое утро перед завтраком купался в холодной, прозрачной Светлихе. Не изменил он этому правилу и сегодня. Все тело обожгло, ошпарило, едва он кинулся с головой в воду. По крякивая и отфыркиваясь, Захар с удовольствием ощущал, как прохлад ные волны обтекают плечи, грудь, ноги. Когда выбрался на теплую, успевшую нагреться под солнцем гальку, от его крепкого, загорелого тела шел пар. Все мышцы, размятые во вре мя купания, еще подрагивали, а сероватые глаза поблескивали даже не весело, а как-то по-мальчишески задорно и хвастливо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2