Сибирские огни, 1963, № 7

тивший себя воспитанию других, именно на этом поприще терпит серьезнейшее по­ ражение. Его еще со школьных времен выработанные способы воздействия и вос­ питания терпят сокрушительный провал. Почему? И мы еще раз внимательно при­ глядываемся к Косте. «Последователь Макаренко»,—• так иронически называет Костю себялюбивая девица Вира Вершинина. Да, последова­ тель,— мог бы гордо ответить Костя. И мы согласились бы с ним, вспомнив, ска­ жем, интересный сбор старшеклассников, где ребята пели хорошие песни, где все было душевно, непринужденно, просто. Но ирония Виры не совсем безоснова­ тельна. Костя гордился тем, что он твер­ до заявил ученикам: в поход пойдут лишь те, кто не имеет двоек. Все подтя­ нулись и заняли первое место. Страхом исключения из числа участников похода — вот чем действовал Костя. А в походе, случалось, правда заслонялась придуман­ ной романтикой, человек — «мероприяти­ ями», да и в самих многочисленных Ко­ стиных проектах подчас сквозило прожек­ терство. Нам кажется, что и в конце пове­ сти Костя окончательно не созрел и еще не понял себя. Встретившись с Надей (де­ вушкой, которую полюбил), он быстро вступает в привычный для себя круг за­ бот: помогает наладить выпуск стенгазе­ ты, пишет стихи для самодеятельности... А как с Никоновым? «Андрея прогля­ дели», — говорит Костя. «Уж очень сильно он люби* себя»,— утверждает Надя. Действительно, Анд­ рей болезненно самолюбив, и это как раз та черта, которая, разрастаясь, оторвала его от коллектива, от родителей. Но в подходе к Никонову у Кости и Нади кро­ ется и серьезная ошибка, стоившая ге­ рою жизни. Не индивидуализм Никонова следовало подчеркивать. Надо было ис­ кать в нем то хорошее, что отразилось в его картинах. Не констатация «болезни» нужна, а конкретная борьба за человека. Понимая смысл ошибки Кости и Нади, невольно задумываешься: а не слишком ли рано вывела их А. Кузнецова как бла­ гополучных героев, не слишком ли рано наделила их полным счастьем, тем са­ мым как бы возведя преграду их внут­ реннему духовному развитию, как бы внутренне «недораскрыв» этих героев? Недаром в повести получилось так, что более глубокий подход и понимание трудного нравственного положения Анд­ рея проявили не Костя и Надя, а сту­ дент Института дружбы народов Иренсо Нцанзиман, угандиец. Этот стройный чернокожий юноша — наибольшая удача А. Кузнецовой. Есть в нем сила духа, замечательное упорство и ясная, боль­ шая цель: освободить свою родную Уган­ ду от колонизаторов. Он прошел школу борьбы — пережил немало тяжелых по­ терь. За его спокойствием и сдержанно­ стью скрывается большой жизненный опыт и недостижимое еще для Кости понимание людей. Человек высоких нравственных целей Иренсо понял пус­ тоту и бездушность корыстной краса­ вицы Виры Вершининой. Так же хорошо он понимает, что за смущением и скоро­ говоркой Никонова скрывается нечто тревожное, требующее внимания и дея­ тельного участия. Он находит время, чтобы самому с ним побеседовать, своей искренностью расположить его к себе, раскрыть высокий смысл своей борьбы. Понимая замысел автора, как-то не всегда соглашаешься с ним, как с худож­ ником. Так, сам путь Никонова от школь­ ной парты до кельи духовной академии представляется малоубедительным. Едва ли его жизненный путь мог определиться одной книжной мечтой, не имевшей под­ держки ни в школьной жизни, ни в семы:. Весьма заметные нитки чувствуются и там, где Надя, только окончившая строи­ тельный техникум, сразу же успешно на­ чинает командовать цехом московского завода железобетонных конструкций, при­ чем сразу же искореняет пьянство, матер­ щину, прогулы и другие серьезные про­ рухи в работе. Последний пример еще раз говорит о ч ’о.м, что счастливые, бла­ гополучные герои повести выглядят под­ час как-то идиллично, менее глубоко, чем этого хотелось бы читателю книги. Однако в главном повесть А. Кузнецо­ вой очень нужна и плодотворна. Писатель­ ница прямо и недвумысленно сказала ею, как опасно проходить мимо человека, не в мелочах, не во внешнем, а в его духов­ ной жизни. Повесть эта подсказывает, что мало только думать о человеке, со­ гласуясь с методическими советами из­ вестнейших педагогов, надо думать по-но­ вому, видеть в человеке друга, бороться за лучшее в нем. Идти в бой за человека, за «живую воду» его характера"—• такие мысли пробуждает книга А. Кузнецовой. А. Т о л с т ы х ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ ривет, Йошка!» — так называет­ ся новая книжка Л. Квина1. Это — рассказы о ребятах современной Венг­ рии. История их возникновения очень хо­ рошо описана в предисловии от автора, поэтому хочется уделить внимание отве­ там на вопросы: интересная ли получи­ лась книжка? Правдивы ли созданные об­ разы ребят? И удался ли национальный колорит? 1 Л . К в и н . Привет, Йошка! Рассказы. Но- восиб. кн. изд., 1962 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2