Сибирские огни, 1963, № 7
тивший себя воспитанию других, именно на этом поприще терпит серьезнейшее по ражение. Его еще со школьных времен выработанные способы воздействия и вос питания терпят сокрушительный провал. Почему? И мы еще раз внимательно при глядываемся к Косте. «Последователь Макаренко»,—• так иронически называет Костю себялюбивая девица Вира Вершинина. Да, последова тель,— мог бы гордо ответить Костя. И мы согласились бы с ним, вспомнив, ска жем, интересный сбор старшеклассников, где ребята пели хорошие песни, где все было душевно, непринужденно, просто. Но ирония Виры не совсем безоснова тельна. Костя гордился тем, что он твер до заявил ученикам: в поход пойдут лишь те, кто не имеет двоек. Все подтя нулись и заняли первое место. Страхом исключения из числа участников похода — вот чем действовал Костя. А в походе, случалось, правда заслонялась придуман ной романтикой, человек — «мероприяти ями», да и в самих многочисленных Ко стиных проектах подчас сквозило прожек терство. Нам кажется, что и в конце пове сти Костя окончательно не созрел и еще не понял себя. Встретившись с Надей (де вушкой, которую полюбил), он быстро вступает в привычный для себя круг за бот: помогает наладить выпуск стенгазе ты, пишет стихи для самодеятельности... А как с Никоновым? «Андрея прогля дели», — говорит Костя. «Уж очень сильно он люби* себя»,— утверждает Надя. Действительно, Анд рей болезненно самолюбив, и это как раз та черта, которая, разрастаясь, оторвала его от коллектива, от родителей. Но в подходе к Никонову у Кости и Нади кро ется и серьезная ошибка, стоившая ге рою жизни. Не индивидуализм Никонова следовало подчеркивать. Надо было ис кать в нем то хорошее, что отразилось в его картинах. Не констатация «болезни» нужна, а конкретная борьба за человека. Понимая смысл ошибки Кости и Нади, невольно задумываешься: а не слишком ли рано вывела их А. Кузнецова как бла гополучных героев, не слишком ли рано наделила их полным счастьем, тем са мым как бы возведя преграду их внут реннему духовному развитию, как бы внутренне «недораскрыв» этих героев? Недаром в повести получилось так, что более глубокий подход и понимание трудного нравственного положения Анд рея проявили не Костя и Надя, а сту дент Института дружбы народов Иренсо Нцанзиман, угандиец. Этот стройный чернокожий юноша — наибольшая удача А. Кузнецовой. Есть в нем сила духа, замечательное упорство и ясная, боль шая цель: освободить свою родную Уган ду от колонизаторов. Он прошел школу борьбы — пережил немало тяжелых по терь. За его спокойствием и сдержанно стью скрывается большой жизненный опыт и недостижимое еще для Кости понимание людей. Человек высоких нравственных целей Иренсо понял пус тоту и бездушность корыстной краса вицы Виры Вершининой. Так же хорошо он понимает, что за смущением и скоро говоркой Никонова скрывается нечто тревожное, требующее внимания и дея тельного участия. Он находит время, чтобы самому с ним побеседовать, своей искренностью расположить его к себе, раскрыть высокий смысл своей борьбы. Понимая замысел автора, как-то не всегда соглашаешься с ним, как с худож ником. Так, сам путь Никонова от школь ной парты до кельи духовной академии представляется малоубедительным. Едва ли его жизненный путь мог определиться одной книжной мечтой, не имевшей под держки ни в школьной жизни, ни в семы:. Весьма заметные нитки чувствуются и там, где Надя, только окончившая строи тельный техникум, сразу же успешно на чинает командовать цехом московского завода железобетонных конструкций, при чем сразу же искореняет пьянство, матер щину, прогулы и другие серьезные про рухи в работе. Последний пример еще раз говорит о ч ’о.м, что счастливые, бла гополучные герои повести выглядят под час как-то идиллично, менее глубоко, чем этого хотелось бы читателю книги. Однако в главном повесть А. Кузнецо вой очень нужна и плодотворна. Писатель ница прямо и недвумысленно сказала ею, как опасно проходить мимо человека, не в мелочах, не во внешнем, а в его духов ной жизни. Повесть эта подсказывает, что мало только думать о человеке, со гласуясь с методическими советами из вестнейших педагогов, надо думать по-но вому, видеть в человеке друга, бороться за лучшее в нем. Идти в бой за человека, за «живую воду» его характера"—• такие мысли пробуждает книга А. Кузнецовой. А. Т о л с т ы х ВСТРЕЧА С ДРУЗЬЯМИ ривет, Йошка!» — так называет ся новая книжка Л. Квина1. Это — рассказы о ребятах современной Венг рии. История их возникновения очень хо рошо описана в предисловии от автора, поэтому хочется уделить внимание отве там на вопросы: интересная ли получи лась книжка? Правдивы ли созданные об разы ребят? И удался ли национальный колорит? 1 Л . К в и н . Привет, Йошка! Рассказы. Но- восиб. кн. изд., 1962 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2