Сибирские огни, 1963, № 7
что все рассказы Н. Осинина {правда, в неодинаковой степени) страдают слабо стью, беглостью и приблизительностью психологического рисунка. Особенно это бывает заметно в тех случаях, когда си туация полна драматизма и напряжен ности. Сложность и драматизм обстанов ки, в которой оказывается, например, Бурей, вынужденный для защиты своей правды стрелять в отца и убить его, к со жалению, не обнаружили у автора жела ния показать, как его Гринька смог стать настоящим героем. И ведь уже в беглом наброске фигуры Гриньки-Бурея («тре угольное лицо», «широкий крутой лоб», надвинутый на круглые серые глаза; за бияка и гроза плодовых садов, голубят ник и друг всех цепных деревенских со бак) есть какое-то многообещающее изо билие интересного материала, возмож ность нарисовать интересный образ. По чему же писатель не стремится восполь зоваться этим материалом? В конце кон цов остается непонятным, как Гринька, живя с отцом, который стал потом пре дателем, оказался способным все-таки подняться на такую высоту нравствен ного героизма. Гринькина «душа» оста ется загадкой. Не свободен Н. Осинин и от баналь ных сюжетов и решений. Об этом сви детельствует рассказ «Без имени». Сколько уж писали о том, как Подрос ток, случайно оторвавшийся от семьи, привычной среды, ищущий легкой и ве селой (в его представлении) жизни, ока зывается вдруг в кошмарных объятиях уголовного мира, рисуемого по самому примитивному шаблону!.. Хорошо, что Н. Осинин стремится в своих рассказах понять, показать и об ратить внимание читателя на ясность, душевное упорство и созревшую обще ственную ценность своих героев, про возгласить высокие идеалы. Есть у него здесь «своя» тема. Этим он и интересен. И досадно, что неудачи его, его упро щенные решения, зачастую нехватка должной психологической глубины дале ко не всегда позволяют ему осуществить свои стремления с достаточной убеди тельностью. А. Х а й л о в ЗА ЖИВОЙ ВОДОЙ ЛД ы стали больше задумываться * * над человеком, его судьбой, его воспитанием. Не так еще давно читателю предлагались книги о молодых с заман чивыми названиями «Золотая медаль», «Десятиклассники» и т. д . , увлекавшие рассказом, как герои, овладевая знания ми, успешно кончали школу. Или это бы ли книги, где, испытывая на первых по рах растерянность, герои обживались и входили в строй молодых специалистов — на заводе, в колхозе, в далекой район ной больнице. Такие повести мы читаем и сейчас, что бы понять, как же идет вступление е- жизнь новых поколений. Но что-то в та ких книжках нас уже не может удовлет ворить. Молодые становятся строителя ми, доменщиками, электросварщиками. Это хорошо. Однако нас, прежде всего, волнует, как они становятся людьми со ветского общества — не по должности, не по роду деятельности, а по своему по ниманию жизни, по отношению к окружа ющим и, наконец, что особенно важно, по своим нравственным представлениям, ко торые формируются в юности. В этой свя зи и интересуют молодые современники автора повести «Много на земле дорог»1. Скажем прямо: повесть эта подчас не ровна, для нее наиболее характерным яв ляется не углубление в «подробности жизни», а широкие мазки, свободный пе ренос места действия за тысячи километ ров, не гончаровская неторопливость, а нечто более динамичное, но зато теряю щее в глубине изображения. И тем не ме нее основные лица повести намечены ин тересно, мазки рельефны и точны, о по вести хочется говорить. Костя Лозовников любимец ребят и гордость школы. Окончив ее, он никуда не уехал из родного села Веселая горка, не покинул даже своей школы — он стал в ней старшим пионервожатым. За школу, за ее успеваемость, за место ее в районе он готов стоять горой, и даже его неболь шие прегрешения и ошибки вытекают из самых лучших побуждений. Если подхо дить к Косте с точки зрения уже упоми навшихся школьных повестей, то это за мечательнейший герой, лучше и не приду маешь. Но школа — только преддверие в слож ный и многообразный мир. Только в ар мии, спустя несколько лет, начинает Костя задумываться над судьбами своих друзей-одноклассников. Неожиданно и странно поражен Костя, узнав, что его школьный товарищ, тот самый, которого все прочили в художни ки, стал студентом духовной академии. Костя не может себе представить, как случилось, что его соученик, Андрей Ни конов, решился стать священником. Как человек активный, Костя рассчитывает вырвать Андрея из стен академии. Одна ко здесь происходит непредвиденное: Андрей просто не хочет слушать Костю, он уклоняется от разговора, «выходит из боя». И оказывается, что вожатый, кото рый составлял прекрасные планы и мето дические разработки, что юноша, посвя 1 Агния К у з н е ц о в а . Много на земле до рог. Повесть. «Юность», 1962 г. № 11—12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2