Сибирские огни, 1963, № 7

что все рассказы Н. Осинина {правда, в неодинаковой степени) страдают слабо­ стью, беглостью и приблизительностью психологического рисунка. Особенно это бывает заметно в тех случаях, когда си­ туация полна драматизма и напряжен­ ности. Сложность и драматизм обстанов­ ки, в которой оказывается, например, Бурей, вынужденный для защиты своей правды стрелять в отца и убить его, к со­ жалению, не обнаружили у автора жела­ ния показать, как его Гринька смог стать настоящим героем. И ведь уже в беглом наброске фигуры Гриньки-Бурея («тре­ угольное лицо», «широкий крутой лоб», надвинутый на круглые серые глаза; за­ бияка и гроза плодовых садов, голубят­ ник и друг всех цепных деревенских со­ бак) есть какое-то многообещающее изо­ билие интересного материала, возмож­ ность нарисовать интересный образ. По­ чему же писатель не стремится восполь­ зоваться этим материалом? В конце кон­ цов остается непонятным, как Гринька, живя с отцом, который стал потом пре­ дателем, оказался способным все-таки подняться на такую высоту нравствен­ ного героизма. Гринькина «душа» оста­ ется загадкой. Не свободен Н. Осинин и от баналь­ ных сюжетов и решений. Об этом сви­ детельствует рассказ «Без имени». Сколько уж писали о том, как Подрос­ ток, случайно оторвавшийся от семьи, привычной среды, ищущий легкой и ве­ селой (в его представлении) жизни, ока­ зывается вдруг в кошмарных объятиях уголовного мира, рисуемого по самому примитивному шаблону!.. Хорошо, что Н. Осинин стремится в своих рассказах понять, показать и об­ ратить внимание читателя на ясность, душевное упорство и созревшую обще­ ственную ценность своих героев, про­ возгласить высокие идеалы. Есть у него здесь «своя» тема. Этим он и интересен. И досадно, что неудачи его, его упро­ щенные решения, зачастую нехватка должной психологической глубины дале­ ко не всегда позволяют ему осуществить свои стремления с достаточной убеди­ тельностью. А. Х а й л о в ЗА ЖИВОЙ ВОДОЙ ЛД ы стали больше задумываться * * над человеком, его судьбой, его воспитанием. Не так еще давно читателю предлагались книги о молодых с заман­ чивыми названиями «Золотая медаль», «Десятиклассники» и т. д . , увлекавшие рассказом, как герои, овладевая знания­ ми, успешно кончали школу. Или это бы­ ли книги, где, испытывая на первых по­ рах растерянность, герои обживались и входили в строй молодых специалистов — на заводе, в колхозе, в далекой район­ ной больнице. Такие повести мы читаем и сейчас, что­ бы понять, как же идет вступление е- жизнь новых поколений. Но что-то в та­ ких книжках нас уже не может удовлет­ ворить. Молодые становятся строителя­ ми, доменщиками, электросварщиками. Это хорошо. Однако нас, прежде всего, волнует, как они становятся людьми со­ ветского общества — не по должности, не по роду деятельности, а по своему по­ ниманию жизни, по отношению к окружа­ ющим и, наконец, что особенно важно, по своим нравственным представлениям, ко­ торые формируются в юности. В этой свя­ зи и интересуют молодые современники автора повести «Много на земле дорог»1. Скажем прямо: повесть эта подчас не­ ровна, для нее наиболее характерным яв­ ляется не углубление в «подробности жизни», а широкие мазки, свободный пе­ ренос места действия за тысячи километ­ ров, не гончаровская неторопливость, а нечто более динамичное, но зато теряю­ щее в глубине изображения. И тем не ме­ нее основные лица повести намечены ин­ тересно, мазки рельефны и точны, о по­ вести хочется говорить. Костя Лозовников любимец ребят и гордость школы. Окончив ее, он никуда не уехал из родного села Веселая горка, не покинул даже своей школы — он стал в ней старшим пионервожатым. За школу, за ее успеваемость, за место ее в районе он готов стоять горой, и даже его неболь­ шие прегрешения и ошибки вытекают из самых лучших побуждений. Если подхо­ дить к Косте с точки зрения уже упоми­ навшихся школьных повестей, то это за­ мечательнейший герой, лучше и не приду­ маешь. Но школа — только преддверие в слож­ ный и многообразный мир. Только в ар­ мии, спустя несколько лет, начинает Костя задумываться над судьбами своих друзей-одноклассников. Неожиданно и странно поражен Костя, узнав, что его школьный товарищ, тот самый, которого все прочили в художни­ ки, стал студентом духовной академии. Костя не может себе представить, как случилось, что его соученик, Андрей Ни­ конов, решился стать священником. Как человек активный, Костя рассчитывает вырвать Андрея из стен академии. Одна­ ко здесь происходит непредвиденное: Андрей просто не хочет слушать Костю, он уклоняется от разговора, «выходит из боя». И оказывается, что вожатый, кото­ рый составлял прекрасные планы и мето­ дические разработки, что юноша, посвя­ 1 Агния К у з н е ц о в а . Много на земле до ­ рог. Повесть. «Юность», 1962 г. № 11—12.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2