Сибирские огни, 1963, № 7
.душевных сил, обстоятельствах, испыты вающих детскую душу «на стойкость» характера, на силу и постоянство чувств, на устойчивость внутреннего мира, пред ставлений о добре и зле, воспитанных нашим обществом, наконец, на способ ность активного претворения в жизнь своих понятий о добре. Два рассказа из сборника «Соль» — о детях на войне. В первом из них — он назван «Бурей» — пафос отрицания детьми зла и его носителей получает наиболее полное выражение. Титок, по вине фашистов оставшийся круглым си ротой, и его друг Васята ненавидят гитлеровцев. Мать Титка, спрятавшую от оккупантов колхозный мед, выдал •бывший кладовщик Булкин, с сыном ко торого Гринькой Титок и Васята когда- то учились в школе. Гринька, по прозви щу Бурей ,— сын предателя, виновного в смерти матери Титка. Он — единствен ный смертельный враг Титка, которому можно прямо в глаза сказать о своей не нависти. И вдруг обнаруживается, что Гринька поджег здание школы, в кото ром квартировали немцы, а потом помог бежавшему из застенков гестапо немец кому коммунисту. «Я за Булкина не от ветчик»,— с горьким гневом говорит Гринька ребятам и деду Тимохе о своем отце. Напряженность и драматизм рас сказа достигает своей наивысшей точки в финале. Гринька Булкин активно, в полную силу своей детской, может быть, рано повзрослевшей души вступает в борьбу со злом, выдерживая испытание, которое, пожалуй, не под силу перенес ти и иному зрелому человеку. Во втором рассказе о войне («Соль»), давшему название сборнику,— та же тема несгибаемости, упорного сопротив ления. Сначала как будто довольно яв ственно звучит тема страдания детской души, сломившейся под непомерной тя жестью, которая обрушилась на слабые детские плечи. Марийка Забелина, четырнадцатилет- няя девочка, случайно ставшая свиде тельницей истязания фашистами ранено го партизана, потрясенная страшными картинами пыток, становится немой. Но девочка не сломлена душевно. Ка менно-спокойное выражение ее лица скрывает неуклонно вызревавшую и твер дую решимость помочь партизанам. Ма рийка теперь знает, что ей делать: она слышала, что партизан, которого пыта ли, намеренно громко говорил о нехват ке в партизанском отряде соли. И она идет по дворам собирать соль, чтобы по том отнести партизанам, не понимая, что речь шла о боеприпасах. Ночью вместе с дедом Сазонычем Марийка под пуля ми доставляет патроны и гранаты пар тизанам. Здесь тема о войне разрешена несколько по-иному; в рассказе «Бурей» ударение делается на активной позиции героя, в «Соли» — на несгибаемости детского характера, обнаружившего в себе достаточный запас сил после страш ного потрясения для того, чтобы действо вать в полном соответствии с убеж дением. По сути дела, от обоих героев этих рассказов требовалось в самой дра матической обстановке проявить весь свой запас нравственных качеств,— и они его проявляют,— а это и есть то главное, о чем хотел рассказать своим читателям Н. Осинин. И в рассказе «Борискины карпы» ав тор остается верен своему писательско му пристрастию проследить, как рожда ется упорство, как устанавливаются об щественные интересы детей. И здесь он старается увидеть в своем герое задатки будущего характера — его устойчивость, меру его сопротивляемости. Герой рас сказа Бориска, семилетний «большего ловый крепыш с угрюмоватым взглядом и крупными выпяченными губами», ни за что не хочет отстать от своего брата, идущего за восемнадцать километров ло вить карпов для колхозного пруда. Его не останавливают ни угрозы, ни посулы, ни обман, ни даже физические действия (сломали удилище и бросили самого на дороге). «Ну куда? Ну куда несет дур ную голову?» — ожесточенно сокрушает ся его брат, третьеклассник Федя. Как ни стараются Федя и его товарищи из бавиться от «дурной головы», ее облада тель, где на телеге, где на тракторе, все- таки догоняет их и упорно закидывает свою удочку в те же воды, что и они. И вот, наконец, Бориска одерживает по беду, достойную его упорства. В то вре мя как все уже бросили удить (не клю ет!), Бориска поймал большого карпа. И когда ребята с пойманной рыбой при были домой, ему предоставили право вы пустить первых карпов в колхозный пруд. В этом рассказе и в другом — «Палоч ка-выручалочка» — господствует заду шевная интонация автора. Чувствуется, что он любит и хорошо понимает своих героев. Бориска, например, явно вызы вает симпатии и колхозного рыбовода, и районного начальства (мужчины в лег ковом автомобиле), и самого автора, да и читателя. Рассказ «Палочка-выру чалочка» в этом отношении дает еще больший простор для проявления автор ской увлеченности своими героями. Страшно потерять свое имя, страшно жить, выдавая чужой труд за свой («Без имени»). Если тебе поручено обществен ное дело, сделай все, чтобы оправдать доверие своих товарищей («Обществен ное поручение»). Что такое сила воли, что значит быть человеком сильной во ли? Эти весьма трудные вопросы «ста вит» для своих читателей Н. Осинин в рассказе «Сила воли». Рассказы Н. Оси- нина помогают осмыслить читателю очень важные нравственные вопросы; где увлекают силой хорошего примера, где предостерегают от горькой ошибки, где заставляют весело смеяться, где серьезно задуматься... И здесь, справед ливости ради, все-таки следует указать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2