Сибирские огни, 1963, № 7

.душевных сил, обстоятельствах, испыты­ вающих детскую душу «на стойкость» характера, на силу и постоянство чувств, на устойчивость внутреннего мира, пред­ ставлений о добре и зле, воспитанных нашим обществом, наконец, на способ­ ность активного претворения в жизнь своих понятий о добре. Два рассказа из сборника «Соль» — о детях на войне. В первом из них — он назван «Бурей» — пафос отрицания детьми зла и его носителей получает наиболее полное выражение. Титок, по вине фашистов оставшийся круглым си­ ротой, и его друг Васята ненавидят гитлеровцев. Мать Титка, спрятавшую от оккупантов колхозный мед, выдал •бывший кладовщик Булкин, с сыном ко­ торого Гринькой Титок и Васята когда- то учились в школе. Гринька, по прозви­ щу Бурей ,— сын предателя, виновного в смерти матери Титка. Он — единствен­ ный смертельный враг Титка, которому можно прямо в глаза сказать о своей не­ нависти. И вдруг обнаруживается, что Гринька поджег здание школы, в кото­ ром квартировали немцы, а потом помог бежавшему из застенков гестапо немец­ кому коммунисту. «Я за Булкина не от­ ветчик»,— с горьким гневом говорит Гринька ребятам и деду Тимохе о своем отце. Напряженность и драматизм рас­ сказа достигает своей наивысшей точки в финале. Гринька Булкин активно, в полную силу своей детской, может быть, рано повзрослевшей души вступает в борьбу со злом, выдерживая испытание, которое, пожалуй, не под силу перенес­ ти и иному зрелому человеку. Во втором рассказе о войне («Соль»), давшему название сборнику,— та же тема несгибаемости, упорного сопротив­ ления. Сначала как будто довольно яв­ ственно звучит тема страдания детской души, сломившейся под непомерной тя­ жестью, которая обрушилась на слабые детские плечи. Марийка Забелина, четырнадцатилет- няя девочка, случайно ставшая свиде­ тельницей истязания фашистами ранено­ го партизана, потрясенная страшными картинами пыток, становится немой. Но девочка не сломлена душевно. Ка­ менно-спокойное выражение ее лица скрывает неуклонно вызревавшую и твер­ дую решимость помочь партизанам. Ма­ рийка теперь знает, что ей делать: она слышала, что партизан, которого пыта­ ли, намеренно громко говорил о нехват­ ке в партизанском отряде соли. И она идет по дворам собирать соль, чтобы по­ том отнести партизанам, не понимая, что речь шла о боеприпасах. Ночью вместе с дедом Сазонычем Марийка под пуля­ ми доставляет патроны и гранаты пар­ тизанам. Здесь тема о войне разрешена несколько по-иному; в рассказе «Бурей» ударение делается на активной позиции героя, в «Соли» — на несгибаемости детского характера, обнаружившего в себе достаточный запас сил после страш­ ного потрясения для того, чтобы действо­ вать в полном соответствии с убеж­ дением. По сути дела, от обоих героев этих рассказов требовалось в самой дра­ матической обстановке проявить весь свой запас нравственных качеств,— и они его проявляют,— а это и есть то главное, о чем хотел рассказать своим читателям Н. Осинин. И в рассказе «Борискины карпы» ав­ тор остается верен своему писательско­ му пристрастию проследить, как рожда­ ется упорство, как устанавливаются об­ щественные интересы детей. И здесь он старается увидеть в своем герое задатки будущего характера — его устойчивость, меру его сопротивляемости. Герой рас­ сказа Бориска, семилетний «большего­ ловый крепыш с угрюмоватым взглядом и крупными выпяченными губами», ни за что не хочет отстать от своего брата, идущего за восемнадцать километров ло­ вить карпов для колхозного пруда. Его не останавливают ни угрозы, ни посулы, ни обман, ни даже физические действия (сломали удилище и бросили самого на дороге). «Ну куда? Ну куда несет дур­ ную голову?» — ожесточенно сокрушает­ ся его брат, третьеклассник Федя. Как ни стараются Федя и его товарищи из­ бавиться от «дурной головы», ее облада­ тель, где на телеге, где на тракторе, все- таки догоняет их и упорно закидывает свою удочку в те же воды, что и они. И вот, наконец, Бориска одерживает по­ беду, достойную его упорства. В то вре­ мя как все уже бросили удить (не клю­ ет!), Бориска поймал большого карпа. И когда ребята с пойманной рыбой при­ были домой, ему предоставили право вы­ пустить первых карпов в колхозный пруд. В этом рассказе и в другом — «Палоч­ ка-выручалочка» — господствует заду­ шевная интонация автора. Чувствуется, что он любит и хорошо понимает своих героев. Бориска, например, явно вызы­ вает симпатии и колхозного рыбовода, и районного начальства (мужчины в лег­ ковом автомобиле), и самого автора, да и читателя. Рассказ «Палочка-выру­ чалочка» в этом отношении дает еще больший простор для проявления автор­ ской увлеченности своими героями. Страшно потерять свое имя, страшно жить, выдавая чужой труд за свой («Без имени»). Если тебе поручено обществен­ ное дело, сделай все, чтобы оправдать доверие своих товарищей («Обществен­ ное поручение»). Что такое сила воли, что значит быть человеком сильной во­ ли? Эти весьма трудные вопросы «ста­ вит» для своих читателей Н. Осинин в рассказе «Сила воли». Рассказы Н. Оси- нина помогают осмыслить читателю очень важные нравственные вопросы; где увлекают силой хорошего примера, где предостерегают от горькой ошибки, где заставляют весело смеяться, где серьезно задуматься... И здесь, справед­ ливости ради, все-таки следует указать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2