Сибирские огни, 1963, № 7
И. М о т я ш о в ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЧЕЛОВЕКА диннадцатая книга...1 Одиннадцатый раз Василий Фе доров созвал читателей к роднику своей поэзии на откровенную, дружески-дове- рительную беседу. Какой получится разговор? Сегодня особенно жарки споры о тра дициях и новаторстве. Вас. Федоров — по признанию многих, сугубо «традици онный» поэт — на анкету «Вопросов ли тературы» ответил: «Человек меняется. И для меня новатор тот, кто наиболее точно и полно изобразит его душевный мир». Мне хочется присоединиться к этим словам. Не надуманное стремление вы разить через экспрессию разорванных ассоциаций хаос империалистической «цивилизации» и таинство процессов, происходящих в расщепляющемся ядре. Не упорные попытки воздвигнуть новые поэтические сооружения из окаменев ших формул тридцатилетней давности. Отражение души меняющегося человека, его сегодняшнего, но устремленного в завтра внутреннего мира, причем отра жение не в искусственно сконструиро ванных, «смещенных» образах, а в ре альных образах чувственно воспринима емой действительности — такова суть истинного новаторства. 1 Василий Ф е д о р о в . Седьмое небо. Стихи и поэмы. Сов. пис. М.. 1962. Новые стихи и поэмы Вас. Федорова отчасти напоминают ёго прежние произ ведения. Та же ясная простота и гармо ническая слаженность строго-классиче ских форм. Те же .«вечные» темы: лич ность и народ, лицо века и характер времени, любовь к женщине и граждан ское призвание... Но разве можно сказать, что перед нами поэзия «банальных истин»? Ско рее, наоборот: суждения поэта звучат нередко как парадоксы. «Не удивляйся, что умрешь, дивись тому, что ты жи вешь». «Я атеист и поэт, я жалею, что бога нет». Мне думается, в основе кажущейся федоровской парадоксальности лежит не что иное, как пытливое стремление са мым пристальным образом вглядеться в современность, уловить ее действитель ный ритм и движение, помочь естествен ному отмиранию старых и рождению но вых истин. Есть в новой книге стихотворение, быть может, наиболее характерное для Федорова с точки зрения именно этой особенности: Отдам народу Сердце, руки, Но только пусть не говорят, Что я слуга народа. Слуги Всегда с хозяином хитрят. Здесь выразилось не только глубо чайшее уважение поэта к так называе мому «простому человеку». Сказалось ясное сознание того непреложного фак та, что «простой человек» давно уже пе рестал быть «простым».,, он давно уже прочно и самостоятельно стоит на ногах. Новые отношения, утверждающиеся между людьми подлинно свободными, равноправными и равно делящими ответ ственность за все творящееся окрест, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2