Сибирские огни, 1963, № 7

и под и над: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Поэт описал и рабочих, сидевших в грязи , при лучине. Они жевали подмок­ ший хлеб, но посиневшими от холода губами шептали одно и то же: «через че­ тыре года здесь будет город-сад!». Сквозь годы заглядывал Владимир Маяков­ ский в то будущее, которое со дня на день становилось настоящим. И нужно было иметь непоколебимую веру в силу и мощь нового человека, в грандиозность ве­ ликого дела, чтобы в заключение стихотворения произнести пламенные слова, ставшие для всех строителей страны крылатым выражением: Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть! Кто же такой Я. П. Хренов? Жив ли он, где найти его следы? Нельзя оста­ вить без внимания имя человека, вдохновившего поэта на создание одного из лучших стихотворений. Сначала я стал расспрашивать о Хренове старожилов — строителей Кузнец­ кого металлургического комбината. Они внимательно выслушивали меня, покачи­ вали седыми головами: «Нет, такой у нас как будто не работал». Удивительно было то, что не знали о нем даже старые инженеры и мастера, хранившие в па­ мяти десятки имен и фамилий. Я долго раздумывал: что же теперь делать? Может, помогут мне Государственный Литературный музей и Музей В. Маяковского? Пишу в музеи и с нетерпением ожидаю ответа. Но вот, наконец, почта при­ носит долгожданные письма. Государственный Литературный музей сообщает то, что мне было уже известно: Ян Петрович Хренов участвовал в строительстве Куз­ нецкого металлургического комбината. Письма его к Маяковскому в московских архивах не обнаружены. Умер он в 1938 году. Письмо из библиотеки-музея В. В. Маяковского содержало более интересные сведения: мне сообщили, что. Яна Петровича Хренова хорошо знал художник Ни­ колай Федорович Денисовский: он же написал его портрет. Сам Хренов в 1938 году был репрессирован; после разоблачения культа личности Сталина и враждеб­ ной деятельности Берия реабилитирован посмертно. Пишу Н. Ф. Денисовскому и получаю ответ: «Уважаемый Борис Дмитриевич! Получил Ваше письмо. Сообщаю, что портрет Яна Петровича Хренова, кото­ рый я писал с натуры в 1934 году, находится у меня. Познакомился я с ним у Бриков. О его родственниках сейчас ничего не знаю...» Через некоторое время я встретился в Москве с художником Денисовским. Он рассказал мне о своей дружбе с Бриками, Маяковским, показывал старые журналы с первыми публикациями стихотворений великого поэта, фотографии, плакаты, книги Маяковского. Наконец, речь заходит и о Яне Петровиче Хренове. — С Хреновым я познакомился, когда был еще жив Маяковский ,— расска­ зывал Николай Федорович.— Поэт же надоумил меня написать и портрет стро- 1 2 . «Сибирски е огни» № 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2