Сибирские огни, 1963, № 6
-сравнить звучание «Лукоморья» и сти хов Л. Мартынова Середины пятидеся тых годов. Некоторая камерность «Реки тиши ны», «Подсолнуха», стихотворения о Прохожем и отвечавшая ей романтиче ская зашифрованность уступили место глубокой проникновенности в сущее и гораздо большей раскованности формы. У лирического героя «Лукоморья» была какая-то смятенность чувств, как у пут ника, только что выбравшегося из лес ной чащи и подавленного нахлынувшими на него потоками света. В стихах же пя тидесятых годов голос лирического ге роя зазвучал властно и уверенно, в нем послышались металлические ноты — ес ли он обращался к «двойникам, отпля савшим в петле», и спокойная трезвость, рассудительность, когда он стремился осмыслить новизну «века атома». Конечно, это были произведения раз ного поэтического уровня. Об этом писа ла критика. Но именно тогда вполне обо значались те новые и характерные инто нации, которые определяют облик и се годняшних стихов Л. Мартынова. Я уяснил, Что значит быть свободным, Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе! З а все я отвечаю в этом мире — З а вздохи, слезы, горе и потери, З а веру, суеверье и безверье. Я должен делать так по крайней мере, Поскольку сам уж е ничем не связан И стал, как говорится, вольной птицей. Всему и всем я помогать обязан Освободиться!.. («Свобода»). Мы знаем, как стремился быть сво бодным, прежде всего поняв, что такое истинная, а не призрачная свобода, ге рой «Лукоморья», и улавливаем своеоб разную внутреннюю перекличку с теми мыслями о свободе, что приходят поэту теперь. Новизна же его признания — в чувстве причастности ко всему в мире, ставшем общим для многих и многих его современников. Лирический герой «Новой книги», связанный крепкими узами с людьми, живет в атмосфере величайших истори ческих сдвигов, безграничных просторов. В этом — основная тональность боль шинства стихов, представляющих как бы единый цикл, цикл размышлений о времени. Это и рождает высокий, торже ственный пафос «Гимна солнцу». На ма лом пространстве стихотворения сдела на попытка охватить одним взглядом всю историю борьбы человека с приро дой. Как у литовского поэта Э. Меже- лайтиса, человек предстает существом гордым, сильным и прекрасным. В этом гимне Человеку Мартынов смешал все стили, смело поставив рядом с славяниз мами слова нашего столетия: «магнитное поле», «энергетика», «пространство», создал своеобразную оду, не впав в ри торику традиционных од. Гибкость его стиля и в том, что он свободно переходит от одной интонации к другой. Он иронизирует над разного рода догматиками и схоластами. Иногда предостерегает. Таково небольшое сти хотворение: «Что делается в механи ке...» В век атома опасно незнание соци ологии, неуменье смотреть широко. Ес ли выпустить из-под контроля разума энергию ядра, «зверя механического, бесчувственного», он способен на злую шутку. Чтоб не пожрал он ваши домики Со всеми вашими надеждами, Остерегайтесь быть невеждами В политике И в экономике! Чаще всего встречается’ именно такое непосредственное, выраженное открыто обращение к людям — в форме ли лири ческого признания или дружеской бесе ды с читателями. Ты Не почитай Себя стоящим Только здесь вот, в сущем, В настоящем, А вообрази себя идущим По границе прошлого с грядущим. («Граница»). Л. Мартынов эту границу ощущает постоянно, и нет ничего удивительного, когда мы встречаем в сборнике стихи о прошлом, о дореволюционной России... К истории, прошедшему он не раз обра щался в разных произведениях, среди которых есть и такие значительные, как поэма «Искатель рая». Теперь поэт спо койнее и ироничнее в своих оценках. Я знаю, чем была Ты в нимбе старой славы, Качая величаво Свои колокола. Была ты избяной, Была ты деревянной, Тележною и сонной, Лучинной и свечной... («Я знаю, чем была...»). Естественно, что немалая часть «ста рины» отошла к области музейного рек визита, стала чем-то вроде «бархатного салопа». Настоящее мгновенье притяга тельнее, хотя, по выражению поэта, бы вает необычайно трудно выразить все его значенье, и так, чтобы стихи продол жали жить своим поэтическим накалом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2