Сибирские огни, 1963, № 6
породило многочисленные штампы и од нообразные приемы? Нужно показать страх Степана, и автор пускает в ход скудный набор нехитрых приемов — ге рой у него теряет контроль над своим поведением, мечется, его колотит дрожь. Понятно: когда озноб, то его «дрожь ко лотила так, что зубы беспрестанно сту чали». Но вот ушел Жорка, его ищут фа шисты, а «Степана колотила дрожь». Во время бомбежки «его колотила неудер жимая дрожь». Вот ночью Степан про снулся, ему кажется, что приехали ге стаповцы, и все его «тело колотит неуем ная дрожь». Когда становится страшно Куртову, то ему «кажется — вот-вот он потеряет власть над собой...» Когда он вспоминает об издевательствах гитлеров цев, его снова «дрожь колотит». Фашист Штарке явно намеревается ударить труса Зайцева, и тот «с ужасом косился на кожаный кулак и весь тряс ся: каблуки выбивали дробь о бетонный пол». Ночью он «проснулся от дрожи, которая колотила все тело». Однажды Зайцев пошел с гестаповцами арестовы вать Бойкова, и его тоже «неудержимо колотит дрожь». Или вот еще любимое слово: «ужас»: «Егор в ужасе отшаты вается от занесенного камня»; «Пленные с ужасом смотрели в осевшее небо...»; «Андрей с выражением ужаса на лице вцепился в Федорова...»; «Пленные в ужасе разбегаются»; «От внезапной вспышки фонаря девушки в ужасе при жимаются к стене». И т. д. Да, совсем не верится, чтобы автор изводил «еди ного слова ради тысячи тонн словесной руды». Непонятно, почему редактор кни ги И. Казанцев не пришел в ужас от этих наполненных «ужасами» предложений. Может быть, потому, что он был занят больше послесловием к книге? Но и это послесловие ее никак не украшает: слишком бездумно-панегирически напи сано оно! И почему, наконец, редактор спешит с разъяснением своего отноше ния к роману, разве не определяется оно его подписью, его совместной с автором ответственностью за качество произведе ния? Нет, мы не хотим зачеркнуть книгу. В целом она полезна. В ней есть немало того, во что веришь, что волнует. В ней есть такие картины и подробности, кото рые прекрасно свидетельствуют о том, что автор хорошо знает жизнь советских военнопленных в фашистских концлаге рях. И это понятно: Н. Дворцов сам ис пытал горькую участь фашистского уз ника. Роман написан на основе личных впе чатлений. Это, конечно, повышает цен ность произведения. Но в нем Н. Двор цов допустил немаловажный просчет, ко торый легко объяснить, но с которым трудно примириться. У Н. Дворцова до самого окончания войны ни один узник не смог вырваться на свободу. Так, видимо, было в том ла гере, где находился во время войны сам автор. Но мы знаем и другие, далеко не единичные факты. Советские военно пленные организовывали удачные побе ги, бесследно скрывались, партизанили. Такие факты расширили бы границы ро мана, усилили бы его жизнеутверждаю щее звучание, позволили бы все харак теры и события суммировать в единое целое, сейчас же у Н. Дворцова господ ствует описательная хронологичность; по содержанию и построению роман при ближается к жанру мемуарно-докумен- тальных произведений, и эта жанровая неопределенность, по всей вероятности, тоже снижает его качество. Н. Дворцов явно не использовал всех возможностей, таящихся в поднятом им жизненном материале. А. К л и т к о Б НОГУ С БЕКОМ р ы п у с к а я в свет очередной сборник, " поэт, как правило, дает ему ка кое-либо многозначительное название. Не все, впрочем, питают пристрастие к на званиям. Свое последнее собрание сти хов Леонид Мартынов обозначил просто как новую книгу1. Что ж — имя поэта достаточно известно людям разных по колений, чтобы стихи его были замечены и прочитаны. На этот раз промежуток между по следним и настоящим сборником не был значительным, хронологически — три- четыре года. Но это было знаменатель ное время: исторический съезд партии, окончательно разделавшийся с уродли выми явлениями прошлого, бурный рост нового в нашей действительности, нако нец, в более узкой сфере — в литерату ре — появление новых талантливых имен, сопровождавшееся общим повыше нием уровня поэзии. Обо всех этих переменах нельзя не помнить, подходя к поэту, чья биогра фия тесно связана с биографией века, который, по собственному признанию: ...вечно не имел покоя И пел не соловьем в листве, А этой правою рукою Писал о нашем торжестве. И здесь мало одних индивидуальных сопоставлений, хотя и они, конечно, не обходимы. Впрочем, личное и временное нередко трудно разделить. Достаточно 1 Леонид М а р т ы н о в . Новая книга. М. «Московский рабочий». 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2