Сибирские огни, 1963, № 6
А л е н с а н д р О г н е в НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Противоречивое впечатление оста- * * ется после прочтения романа Н. Дворцова «Море бьется о скалы»1. В нем рассказывается о трагической судь бе советских людей, попавших в фаши стский плен. Книга читается с интере сом, он вызывается уже самим жизнен ным материалом, положенным в ее ос нову. Социальная направленность книги не вызывает сомнений. Она учит лю бить Родину и свободу, ценить честь и достоинство советского человека. Она учит мужеству, ибо быть в плену и там, в безысходно-жутких условиях, бороться с врагом — это, пожалуй, требует не меньше мужества, чем принять смерть. В романе есть немало впечатляющих персонажей, бытовых картин и подроб ностей. Запоминается смелый, сильный капитан, коммунист Федор Войков, не те ряющий человеческого достоинства в са мых трагических обстоятельствах. Глу боко врезается в память его смерть. Уз нав, что вскоре фашисты расправятся с ним, он, не желая расставаться с това рищами, не сделал попытки вырваться на свободу и героически погиб. Еще рань ше гибнет нетерпеливый и отчаянный Жорка, который никак не может сми риться с таким невыносимым для него подневольным существованием. Искрен ние симпатии вызывает восемнадцатилет ний Васек. У него чистая, порывистая и отважная душа. Он открыто издевается над врагом и радуется успехам Совет ской Армии. Он не желает и не может скрывать свои симпатии, для него орга нически неприемлемы пассивность и приспособленчество. Веришь в характер бойкого, разбитного молодого парня Виктора, которому пришлось выдать се бя за предателя. Нелегко и непросто ему играть эту постыдную роль, она привела его во власовскую армию. Но его «служ ба» в ней была чрезвычайно короткой: по пути на сборный пункт он швырнул гранату в вагон с немецкими офицерами и, окруженный врагами, последнюю пу лю пустил в себя. Эти герои, правдиво показанные в сво их главных чертах, лишены, однако, де тальной психологической разработки. В романе крупным планом выведен Зайцев, бывший советский офицер, пре давший Родину. Это трус, думающий 1 Н. Д в о р ц о в . Море бьется о скалы. Ро ман. Алт. кн. изд., 1961. только о спасении своей шкуры. Такова канва его характера. Канва, но не самый характер, о котором можно лишь гадать. Зайцев действует все в новых и новых сценах,. но наши представления о нем ничем не обогащаются. Наиболее полно выписан характер бывшего учителя Степана Енина. Но образ этого человека получился не толь ко расплывчатым, но и противоречивым. Н. Дворцов хотел, по-видимому, пока зать, как этот молодой солдат мужает в тяжких испытаниях, как он постепенно вытравляет из себя пассивность и тру сость. Однако в характере Степана, по жалуй, определяющим оказалась просто трусость. В самом деле, с Жоркой он не решился бежать потому, что был слиш ком большой риск, и потому, что он струсил. Об этом автор так прямо и пи шет: «Неужели ушел Жорка? А он, Сте пан, не осмелился. Форменный трус... В эти минуты Степан ненавидел себя не меньше, чем любого фашиста» (стр. 34). В другой раз, внезапно встретившись с вахтманом, «Степан теряет способность двигаться и соображать» (стр. 83). Вот боцман стреляет в пленных, и «в Степа не все напряглось, доходило до того страшного предела, за которым человек теряет контроль над собой, перестает соображать. Кажется, еще мгновение—и Степан дико закричит, сорвется с ме ста...» (стр. 141). Согласимся с автором, что «легко и бездумно умирают... только герои плохих романов». Согласились, но ночему-то нас не покидает ощущение, что мы столкнулись с удивительно трус ливым поведением Степана уже к концу романа, этот обстрелянный фронтовик, живущий в концлагере, где смерть под стерегает его на каждом шагу, проявляет во время воздушной бомбежки порази тельное безволье и душевную дряблость: «Ужас, охвативший его, мгновенно по борол рассудок. Степан бросился зачем- то к уборной, но с полпути вернулся и заскочил в коридор барака... Он заско чил в какую-то комнату, сунулся под нары, но ему показалось, что именно тут, под нарами, он найдет свою смерть. И он опять выбежал в коридор... » (стр. 223). Затем он снова пришел в комнату и опять «заполз под нары». Что и гово рить, уж очень показательно поведение этого героя. После этого невольно закра дывается сомнение: «Возможно, не слу чайно оказался этот Степан в плену... Не струсил ли он в решающий момент?» И когда автор показывает, как Степан вме сте с Цыганом совершают подвиг, по дорвав немецкую баржу с боеприпасами, то этому не очень-то веришь. И вообще главные недостатки романа обусловлены невысоким художественным уровнем произведения. Он явно перена селен, что, видимо, помешало автору про никнуть в глубь характеров: писатель замечает в человеке только то, что ле жит на самой поверхности. И не это ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2