Сибирские огни, 1963, № 6
у Б. Полевого «и говорит и пишет толь ко чужими словами», что «романист не дал ему самостоятельных мыслей, не на делил никакими своеобразными поступ ками, кроме чисто бюрократической чет кости и карьеристского коварства». Как же так: в характере героя нет своеобра зия, нет соответствия действительности — «настоящие петины обычно умнее»,— и все-таки ему «суждено» быть нарица тельным именем? Уж не новое ли это слово в нашей литературной теории?! Б. Яковлев в этой своей рецензии по лемичен. Он энергично защищает Б. По левого от возможных самых различных упреков. «Полевого-романиста, — пишет он, — нередко упрекают в так называе мой «очерковости», «публицистично сти»... А «может ли современный роман чуждаться публицистики?» Все. Вопрос решен: не может. И не упрекайте Б. Полевого. Так и написано: «Полагаю, что вопрос не требует отве та». Но ведь суть-то дела здесь в другом. Не в том, может или не может современ ный роман чуждаться публицистики, а как конкретно писатель Б. Полевой поль зуется ею в своих романах. Замечено, что Б. Полевой нередко раскрытие «диа лектики души», как положено в доброт ном романе, подменяет о п и с а н и е м характера героя, как вполне возможно в добротном очерке, а публицистика, слу чается, слишком у него заслоняет людей или очень прямолинейно их характеризу ет. Об этом шел и идет разговор, надо полагать, на пользу, а не во вред Поле- вому-романисту. В романе «На диком бреге...» появля ются, скажем, Валя Егорова и Игорь Ка пустин — те самые молодые люди, кото рых не хотел принять на работу Петин. Не будем скрывать, они заинтересовали читателя, но после того, как их обласкал Литвинов, мы вдруг узнаем, что Валя стала великолепным секретарем управле ния строительства, а Игорь — комсо мольским вожаком, душою молодежной организации. А как произошла с ними такая метаморфоза — осталось неизвест ным. Это, по-моему, и есть очерковость. Литвинов не раз и пространно говорит о культе личности Сталина, в частности, о том, что его надо «из себя как гной выдавливать». Отличные слова, и хоро шо, что с ними познакомился читатель, но мы так и не узнаем, как это делает сам Литвинов, и не видим его особенных заслуг в борьбе с явным культовиком Петиным. Это, по-моему, и есть публи цистика, которая роман никак не красит. Не спорю: у Б. Полевого есть отдель ные интересные и волнующие картины и сцены. Но как-то нельзя примириться с тем, что в произведении о Сибири, о преобразовании ее природы этой самой природы не ощущаешь и не видишь. Убе рите точные географические названия, назовите «девственную тайгу» лесом, за мените чисто внешние приметы, вроде «величавая мощь природы», «суровый край», «просторные могучие пейзажи» приметами не столь восторженными или не столь шаблонными, и от сибир ской природы в романе ничего не оста нется. Б. Яковлев не без основания пишет о хорошей экспозиции в романе Б. По левого: «Не прочитаны и первые пятьде сят страниц, а писатель познакомил уже нас со своими героями, обрисовал их не простые взаимоотношения, завязал узлы будущих конфликтов». Но тут же — и снова не без основа ния — заявляет: «Языку романа порой не хватает тех ярких, художнических находок, которых мы вправе ждать от Полевого. А это сказывается на недоста точно индивидуализированной речи не которых героев». Хотя здесь налицо спасительные ого ворки — «порой», «некоторых», — ка кой можно сделать вывод из только что приведенной характеристики? Надо ду мать, не очень лестный, так как, по вер ному замечанию К. Федина, в произве дении может быть блестящая компози ция, но если язык его плох, то вряд ли что другое его спасет... Однако мы, критики, иногда даже расхваливаем такие произведения. Ло гично ли? На пользу ли это самому писа телю и всей нашей литературе? В самом начале рецензии я говорил, что у Литвинова лишь один недруг — Петин. Но это по роману. Я бы прибавил еще одного — критика, его расхвалива ющего. К сожалению, он не помогает чи тателю понять Литвинова, а еще горше — мешает «понять» его писателю. Б. Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», — зрелый художник, и он не нуждается в добренькой снисходитель ной критике. О его новом романе «На диком бреге...» нужно говорить только по большому счету и с соблюдением эле ментарной логики в теоретических вопро сах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2