Сибирские огни, 1963, № 6

Н. ЯНОВСКИЙ Л И Т В И Н О В , ЕГО Д Р У З Ь Я И Н Е Д Р У Г И Литвинов — главный герой романа Бориса Полевого «На диком бреге...» — романа во всех отношениях актуального и, безусловно, нужного. В нем писатель вторгается в гущу жизни, заинтересо­ ванно рисует героев современности, ак­ тивно действующих на переднем крае семилетки. Пафос романа, его тенден­ ция — искренне помочь людям разо­ браться во всем, что вокруг них сегодня происходит — не подлежат сомнению. Как обычно, Б. Полевой горячо и взвол­ нованно взялся за решение сложнейших задач времени, и это невольно вызывает к его новому произведению самое при­ стальное и вполне заслуженное внима­ ние читателей. ■Литвинов — начальник крупного ги­ дротехнического сооружения на одной большой сибирской реке, зашифрован­ ной под названием Онь. И не толь­ ко начальник, но и человек широких пе­ редовых взглядов, настоящий коммунист. Всю свою сознательную жизнь он стро­ ил, строил для людей, о них всегда ду­ мал и заботился. Потому и друзей у не­ го по роману значительно больше, чем недругов. С Петровичем, шофером, Литвинова связывает еще фронтовая дружба; с ин­ женером Надточиевым он строит гидро­ станцию не в первый раз, и уже много лет они не расстаются; с председателем местного колхоза Седых у него, несмот­ ря на разногласия, быстро устанавлива­ ются добрососедские отношения, и мно­ гие другие герои произведения, как под­ черкивает автор, относятся к Литвинову дружески-уважительно, и почти все на стройке любовно зовут его — «Старик». И если есть у него недруги, то это, по­ жалуй, один Петин, главный инженер Оньстроя, лауреат государственной пре­ мии, признанный светило в гидротех­ нике. Да, Литвинова нельзя не принять, ког­ д а он повторяет: «Сложенные руки тер­ пимы только в гробу», его нельзя не уважать за то, что он прост и для всех доступен, им можно и восхищаться, ког­ да он «все очаги строительства... начи­ нал ощущать как бы продолжением сво­ его тела и почти физически чувствовал, где больно, где жмет, куда плохо подает­ ся кровь, где не хватает воздуха»- Сло­ вом, лично я охотно принимаю все, что стоит за Литвиновым по замыслу автора. Меня беспокоит при этом лишь одно об­ стоятельство: почему Литвинов не вол­ нует меня так, как, допустим, в свое вре­ мя взволновал герой «Повести о настоя­ щем человеке»? Когда я читаю о Мересьеве, я как-то и не думаю, верить или не верить мне в этого человека, да и вопрос в такой по­ становке звучал бы, пожалуй, кощунст­ венно. Для всех нас Мересьев был худо­ жественным открытием характера совет­ ского человека в дни тягчайших испы­ таний. И гражданский подвиг героя, и высота его нравственного взлета, и бес­ хитростная доверительная интонация произведения захватывала читателя, хо­ тя и не было оно написано с таким же блеском, как, например, повесть Э. Каза­ кевича «Звезда». Литвинов очень хорошо аттестован ав­ тором со всех сторон: и работает он с душой, и к молодежи внимателен, и к нуждам колхозников, живущих по сосед­ ству, он не безразличен, и семьянин при­ мерный, и культ личности Сталина со всеми его тяжкими последствиями осуж­ дает,, а все же не скажешь: Литвинов — новый характер, и совсем не часто поду­ маешь: верю, так оно и было! Впервые с Литвиновым мы встречаем­ ся во время пожара на пароходе, кото­ рый вез на Оньстрой многих героев ро­ мана. Что такое пожар на дряхлом, де-' ревянном, не раз крашенном и перекра­ шенном пароходе, знают не одни речни­ ки. Тут действительно промедление —- смерти подобно, и я не хочу спорить с капитаном Б. Полевого, который почему- то решил непременно «дотянуть» горя­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2