Сибирские огни, 1963, № 6
Та же основная композиционная струк тура характеризует и стихотворение «Ямщик» (1959). Удалая тройка, «знаменитый в роман сах» лихой ямщик! Подстрекаемый шо ферами и в полном сознании своей зна чительности, повествует ямщик, как во зил Пушкина, Толстого, самого царя: — А царя возил? «Давно привык! Вся Россия видела когда-то — Впереди сидит лихой ямщик, Позади трясется император...» Растроганный воспоминаниями, ям- щик «плачет горькими слезами» об уте рянном величии. А шоферы снисходи тельно, лишь «уважая прежние века, утирают слезы ямщика». Шоферы теперь сознают себя непобедимыми: Ловкий, лакированный, играючи, Мчит автомобиль во всей красе, Химиками выдуманный каучук Катится по главному шоссе. Но гордость шоферов — разве это не то же смешное зазнайство? — улыбается поэт: Слышу я сквозь времени просторы, Дальний правнук у отца спросил: Жил-был на земле народ—шоферы, Что за песни пел? Кого возил? Так иронически высмеивает Светлов человеческую ограниченность. И замеча тельная особенность этой иронии в том, что это вовсе не сплошное отрицание, не отрицание для уничтожения. И это так же не посмеивание над «мелочами». Это ирония, утверждающая в глубочайшей своей сути неограниченность перспектив человеческих достижений, это раскрытие средствами иронии величия творческой мысли, дерзаний и возможностей челове ка!.. Разрешу себе еще один пример свет- ловской иронии — в ином плане. Речь идет о любви, — большой, поздней, по следней. О такой любви писал Тютчев, и это звучало у него молитвенно-нежно, го рестно и суеверно: «прощальный свет... Блаженство и безнадежность». В стихотворении «Любовь» (1958) Светлов говорит о таком же большом и неумирающем чувстве на склоне лет и с той же нескудеющей нежностью сердца. И, разумеется, старость есть старость, она еще никого не радовала. Но как же умеет поэт и здесь озарить светлой иро нией (в деталях, лексике, метафорах), соединенной с неугасающей душевной молодостью, и эту последнюю свою лю бовь! Нет, жизнь остается безмерно прекрас ной, полной чудес. И ,— «шагая с моло достью по нови», — любовь поэта не от ступает, не знает безнадежности. Нет, и теперь — «чувств волшебных излученье сейчас меня на подвиг позовет!..» Последняя любовь поэта предстает, в сущности, как урок молодежи. И поисти- не чудесно, радостно и победоносно, как солнце, освещает светловская ирония это неистребимое утверждение жизни: Рассвет, как долгожданное известье, Явился к нам. Мир полон ворожбы. Возьмем лукошки, милая, и вместе Пойдем по чудеса, ка к по грибы. И приютит нас древняя дубрава, И старые дубы прошелестят: Такой любви мы не видали, право, Чтоб не солгать, лет э д а к пятьдесят!..» ...Художник это — человек. И. Эрен бург рассказывает о недоумении одного большого писателя: «Разве можно быть плохим человеком и хорошим поэтом?..» Светлов большой поэт, потому что он большой советский человек, и его поэ зия, в частности его светлая жизнеут верждающая ирония, ■— это его жизнь, его натура. В автобиографии поэт рассказывает о своем пребывании, во время Великой Отечественной войны, на Северо-Запад ном фронте. «В первые же дни со мной произошел забавный случай, — расска зывает он.— Начальник политотдела ар мии терпеть не мог «штатских», считая их всех поголовно отъявленными труса ми. Он решил послать меня на команд ный пункт полка во время боя. Меня об этом предупредил делопроизводитель политотдела. Я решил себе «доказать» и, минуя КП полка, направился на КП роты. Бой был жестоким, мы понесли много потерь, но я не очень трусил — мне казалось, что на меня все время уст ремлен испытующий взгляд начальника политотдела... Ему об этом, очевидно, доложили. Он встретил меня притворно сурово: «Поче му вы пошли на КП роты? Я вас послал на КП полка».— «Рота входит в состав этого полка. Таким образом, я приказ не нарушил». Он улыбнулся: «Говорят, был такой огонь, что нельзя было голову поднять». — «Можно было поднять го лову, — ответил я, — но только отдель но». Ответ Светлова ироничен. И эта иро ния рождена не в поэтическом вымысле — она рождена жизнью. Право на нее заработано мужеством поэта-воина. Гейне как-то сказал, что не знает, где у него кончается ирония и начинается небо. Воспитанный советской страной, комсомолом, партией, Светлов хорошо знает свое «небо» и всем своим творче ством утверждает его. Поэт хочет, чтобы книги его не оставались мертвым гру зом на библиотечных полках — они должны помогать реальному делу, строи тельству коммунизма. В этом и заклю чается светловская «здравица» жизни: Не рукописью в старом шкапике, Не у Истории на дне, Несись, моя живая капелька, В коммунистической волне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2