Сибирские огни, 1963, № 6
ни, нерасторжимо соединяющей в себе счастье и — грозы: — Пьем за новобрачных! За и за! — Так возникла первая гроза. Молния блестит, грохочет гром. Миллиарды лет они вдвоем... Пусть любовь в космическом пространстве О земном напомнит постоянстве! Дорогая женщина и мать, Ты — сверкай, я буду грохотать!.. Приведем еще пример фантастики Светлова, призываемой, по его же сло вам, в качестве «верного помощника при созданьи реальных вещей». Это — сти хотворение «Видение» (1958). Фантазия, с первого взгляда, грустная. В удиви тельном сне возникают перед поэтом «давно погибшие матросы» — герои гражданской войны. Они несутся в «ми ровых пространствах». Но они вовсе, оказывается, не бесплотные и бесстраст ные духи. По Светлову, эти матросы больше всего мучаются оттого, что не могут вмешаться... в современные нам дела родной земли, во «взрывчатые со бытия». И потому дороже всего эти вы мышленные «духи», эти «спутники» юности — дороже самых больших но вых открытий, ибо ничего не может быть прекрасней героев, создавших и отвое вавших советский строй. Вот почему сон, «видение» хочется безмерно про длить: в нем реальнейшая, самая высо кая правда об эпохе, о бессмертном со ветском патриотизме: Я сплю. Я не хочу проснуться! Пусть в небе юности моей Другие спутники несутся Любых искусственных быстрей!.. Допустим, ты замолкло, сердце, И хоронить тебя пришли, — Будь вместе с ними, чтоб вертеться Вокруг своей родной земли. Теоретическое отступление При всем сказанном, самой ориги нальной особенностью Светлова являет ся его ирония. Ею пронизано все творче ство поэта. Попытаемся осмыслить свое образие ее структуры и функции. Здесь требуется, однако, небольшой теоретический экскурс. Ирония — вооб ще говоря — один из эффектов комиче ского. Ее цель, как у юмора, сатиры, сарказма, острословия, — вызвать смех. Но в чем, собственно, смысл и функция смеха в искусстве? В сущности, во всех своих жанрах ко мическое и смех, вызываемый им, имеют в искусстве единую и общую основу: смех отражает «несостоятельность явле ний» (Л. Тимофеев), большие или мень шие недостатки или пороки жизни: это— иначе говоря — своеобразная реакция на уродливое, безобразное или косное. Разумеется, в зависимости от эпохи, от мировоззрения художника (и ряда других причин) смех конкретно реализо вывался по-разному. У немецких романтиков школы Фр. Шлегеля, например, он проявлялся в форме сплошной «отрицательной иро нии», так как никакой реальный идеал не освещал, с их точки зрения, действи тельность, и жизнь поэтому представала как «бесконечная нелепица». Гегель пи сал, что здесь — «ирония выступает в качестве всестороннего искусства унич тожения». У Сервантеса, напротив, комическое выступало, освещенное положительным идеалом благороднейших человеческих черт. Но это, по существу, был идеал абстрактный, реально беспочвенный, по этому благородный герой Сервантеса в столкновении с действительностью и гиб нет впустую. Таков «Дон-Кихот», в ко тором Гегель находил «подлинную иро нию», «истинный юмор» (в отличие от юмора романтиков). Смех выступал в мировой литературе также в форме едкой иронии Гейне, ост роумного скепсиса Франса, добродушно го юмора Диккенса, как «смех сквозь слезы» Гоголя и т. д., и т. п. Однако, при всех бесконечно разнооб разных формах и способах проявления, смех — как видим — всюду ,и всегда в глубочайшей своей основе (по крайней мере в литературе) использовался в функции, так сказать, «мести» несураз ностям жизни. Вот почему Герцен, гово ря о русской литературе, так и опреде лял функцию ее смеха: это месть само- державно-крепостнической России за ее преступления и тупость. Белинский счи тал, что даже комедия, казалось бы, бе зобидный жанр, должна выражать гнев и боль за попранного и униженного чело века. «Комедия, — писал он, — должна быть плодом горького негодования, воз буждаемая унижением человеческого до стоинства, должна быть сарказмом, су дорожным хохотом». Французский фило соф Анри Бергсон, написавший специ альное исследование о смехе, пришел к такому общему выводу: «Комические эффекты — образцы оскорбления, бро саемые обществу». Таким образом, мы имеем вполне сло жившуюся традиционную трактовку сме ха, комического вообще. Она идет от Аристотеля, Гегеля, Белинского, продол жается современными советскими иссле дователями. И несомненно, что она, в общем, верно отражает определенный опыт мирового искусства. Но возникает вопрос: верно ли это для социалистической эпохи и для со циалистического искусства? Не дает ли опыт социалистического реализма мате риал для существенных дополнений к старой трактовке? Полагаем, что дает. И вот два основ ных соображения по этому поводу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2