Сибирские огни, 1963, № 6
воды» всегда и, главное, внутренне за кономерно соединяет в себе просторечие, научную терминологию, даже иногда канцелярскую и анкетную лексику — со словарем самого «высокого стиля». В свою очередь, художественная де тализация, метафорическое осмысление слова, самые обыденные ситуации также неизменно и без всякой искусственно сти связываются с ситуациями, выявля ющими грандиозное. В самом деле: уже с самого начала «русский ручеек» начинает свой путь из великого прошлого в блистательное будущее — «переждав долгое зимовье, аккуратно, в календарный срок». Подви ги Петра, совершающиеся в «стране бо гатырей», скромно предстают в простом «ботике, закачавшемся на большой по верхности». Величественный советский флот — «огибает материк». Простое со единение «кислорода с водородом» ока зывается «дружбой», «союзом действия и мечты». Свежей русскою водою «умы вается» «не один случайный гость при езжий, не одна страна — весь шар зем ной»!.. и т. д., и т. п. Такова роль «малой ассоциативно сти» Светлова. Своеобразным использо ванием изобразительной и выразитель ной функций языка умеет поэт нейтра лизовать его терминологичность, при дать ему поэтическую объемность, эпо хальное звучание. И тогда сквозь самое обыкновенное неизменно и, главное, ес тественно выступает, — как бы само со бой просвечивает, — великое. Наконец, это же осуществляется и интонационным строем стиха, органиче ски соединяющим пафос с шуткой, при зыв с иронией. Фантастика поэта Своеобразнейшей особенностью Свет лова (совершенно, впрочем, естественной для романтика) является его привержен ность к фантастике, сказке, поэтической мечте. Недаром он заявляет в стихотво рении «Искусство»: «Несуществующее трогать я всех товарищей зову», неда ром, обращаясь к статуе Венеры, объяв ляет поэзию и мечту синонимами: Давай с тобою вместе будем! Сквозь кутерьму идущих лет Давай с тобой докажем людям, Что есть мечта и есть поэт! И, в сущности, к явной или скрытой фантастике прибегает Светлов на каж дом шагу, почти о каждом его стихотво рении можно сказать, что это «начался обыкновенный и необыкновенный день». Художник вообще хочет учить волшеб ством своей поэзии-мечты: Только надо, чтобы поколенью Мы сказали нужные слова. Сказкою, строкой стихотворенья, Всем своим запасом волшебства. И вот в этом плане совершенно при мечательна «Басня» (1958) — легенда о том, как еще с «юных лет» полюбили друг друга... гром и молния и как они, в конце концов, «поженились». И несмот ря на то, что это самая яростная откры тая фантазия, здесь все — словарь, де тали, основные и побочные мотивиров ки, прямая и метафорическая семантика слова — решительно все здесь — неис тощимая поэзия о правде жизни. И вме сте с тем — это мудрость мыслителя и щедрое остроумие!.. Удивительное умение поэта самое не вероятное представить действительным, архифантастичное связывать с современ ностью, извлечь мудрость из хаоса. Мы не решаемся вырвать из этого малень кого шедевра отдельные места и потому приводим его полностью: Было так — легенды говорят, — Миллиарды лет тому назад , Гром был мальчиком такого-то села, Молния девчонкою была . Кто мог знать — когда и почему Ей сверкать и грохотать ему? Честь науке — ей дано уменье Выводить нас из недоуменья. Гром и молния назначили свиданье (Дата встречи — тайна мирозданья). Мир любви перед ним и перед ней, Только все значительно крупней. Грандиозная сияла высь, У крылечка мамонты паслись, Рыбаков артель себе на завтрак Дружно потрошит ихтиозавра. Грандиозная течет вода, Грандиозно все, д а вот беда: Соловьи не пели з а рекой (Не было же мелочи такой) . Над влюбленными идут века. Рановато их женить пока... Сквозь круговорот времен домчась, Наступил желанный свадьбы час. Пили кто знаком и незнаком, Гости были явно под хмельком. Д аж е тихая обычно зорька Всех шумней кричит фальцетом: — Горько! Гром сидит задумчиво — как быть? Может, надо тише говорить? Молния стесняется — она, Может, недостаточно скромна?.. И вот все это дерзкое сочетание не обыкновенного с обыкновенным, неисто вой фантазии с реальнейшими деталями, иронии с лирикой — Светлов тонко син тезирует в концовке стихотворения. И совершенно закономерно, без малейшей натяжки, все это осмысливается как гордое утверждение постоянства боль ших человеческих чувств, как осанна женщине, матери, человеку, осанна жиз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2