Сибирские огни, 1963, № 6
Ни от кого не обособясь, Себя друзьями окружай. Садись, мой миленький, в автобус И с населеньем поезжай. Т ы с ним живи и с ним работай, И подними в грядущий год Людей взаимные заботы Д о поэтических высот... («Моя поэзия») Реализация романтического Мы проследили за светловской кон спирацией романтики, за тем, как он, ут верждая свою высокую устремленность, садится, тем не менее, в «автобус» по- вседневья. Но это, собственно, лишь пол дела, и даже — не самое трудное. Поэту необходимо обыденные «заботы населе ния» поднять «до поэтических высот», открыть в них «новые края». И это, не сомненно, наиболее трудная часть рабо ты, Как это художественно осуществляет ся? Скажем заранее: поэт добивается это го двумя, действующими одновременно, приемами. Во-первых, приемом, так ска зать, больших ассоциаций: философских, исторических, политических... Во-вто рых, приемом ассоциаций «малых» — путем метафорического переосмысления отдельных слов, своеобразным сочетани ем лексических групп, деталей, ситуа ций... Проследим на некоторых приме рах за реализацией этого трудного ис кусства. В стихотворении «Живая вода» (1952) речь идет о самом обыкновенном: о хо рошо знакомых с детства ручейках, реч ках, словом — о воде: Переживший долгое зимовье, Аккуратно, в календарный срок, Зажурчал на склонах Подмосковья Драгоценный русский ручеек... И вот, посредством неожиданной и чу десной ассоциации, эта обыкновенная вода вдруг оказывается связанной... с величественнейшими эпизодами истории нашей Родины: Помнишь ли, вода, свое начало — День, когда в стране богатырей Ты Петровский ботик закачала На большой поверхности своей? Крепости полна многовековой, Южные избороздив края, Привела к победе Ушакова Сильная твоя струя. А еще дальше эта «вода» возникает в новых связях, ассоциируясь... с воен ной мощью страны, с социалистическим строительством: А теперь, военный и гражданский, Огибая материк, плывет Северный и Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флот. Д о чего становится богатой Биография твоя, вода!.. «Биография воды», однако, не исчер пана, она продолжается. Причем, даль нейшее развитие ассоциаций (по крайней мере, по первому впечатлению) опреде ляется, как будто, только субъектом ли рического героя: его кругозором, его во лей, игрой его фантазии... Но это не так. Ассоциации не могут быть произвольны ми, капризом, — в глубочайшей своей сущности они должны отвечать истории «русской воды», истории вообще. И только в таком случае свободная фанта зия художника и оказывается подлинно содержательной, истинно богатой. Это и сказалось в «Живой воде». Светлов понимает бытие как деяние. Поэтому естественно, что он прежде все го видит обыкновенную воду... живой. Стихотворение и названо «Живая вода». Это — вода работающая, вода, включен ная волей поэта в великие и величайшие дела человека! Но вместе с тем — это ведь реальная история Советской страны! Светлов — романтик, поэтому он ви дит не только прошлое и настоящее в «биографии воды», но и ее великолепное завтра, осуществляющее мечту. И опять: мечта эта, в сущности, вполне реальна' Славно потрудились наши руки! И, людей за труд благодаря, После миллиона лет разлуки К Каспию пришла Аму-Дарья. Ты тогда предстанешь пред народом Не совсем обычной, не простой Дружбой кислорода с водородом, А союзом действия с мечтой. Наконец, Светлов — социалистиче ский гуманист, поэтому победа над сти хиями природы для него — великая победа освобожденного труда для сча стья всего человечества. И вот почему — Как немой, бесформенный веками, Оживает мрамор под резцом, Станешь ты под сильными руками Озером, рекою, ручейком. Не один случайный гость приезжий, Не одна страна — весь шар земной Будет умываться нашей свежей Животворной русскою водой... Могут, однако, сказать, что ассоциа тивность в «Живой воде» крупного пла на — историческая, политическая — не сколько, подчас, прямолинейна. Не пере растает ли она в простую иллюстрацию? Несомненно, у другого поэта так мог ло случиться. У Светлова этого нет. На против, не только «дела», но и самая смелая мечта поэта реализуется у него в таких наглядных картинах, в таких конкретных «малых» ассоциациях и та ким поэтическим языком, что великое и даже необычайное как бы само собой, органически вырастает из малого, обык новенного. Так, уже словарный состав «Живой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2