Сибирские огни, 1963, № 6

Ни от кого не обособясь, Себя друзьями окружай. Садись, мой миленький, в автобус И с населеньем поезжай. Т ы с ним живи и с ним работай, И подними в грядущий год Людей взаимные заботы Д о поэтических высот... («Моя поэзия») Реализация романтического Мы проследили за светловской кон­ спирацией романтики, за тем, как он, ут­ верждая свою высокую устремленность, садится, тем не менее, в «автобус» по- вседневья. Но это, собственно, лишь пол­ дела, и даже — не самое трудное. Поэту необходимо обыденные «заботы населе­ ния» поднять «до поэтических высот», открыть в них «новые края». И это, не­ сомненно, наиболее трудная часть рабо­ ты, Как это художественно осуществляет­ ся? Скажем заранее: поэт добивается это­ го двумя, действующими одновременно, приемами. Во-первых, приемом, так ска­ зать, больших ассоциаций: философских, исторических, политических... Во-вто­ рых, приемом ассоциаций «малых» — путем метафорического переосмысления отдельных слов, своеобразным сочетани­ ем лексических групп, деталей, ситуа­ ций... Проследим на некоторых приме­ рах за реализацией этого трудного ис­ кусства. В стихотворении «Живая вода» (1952) речь идет о самом обыкновенном: о хо­ рошо знакомых с детства ручейках, реч­ ках, словом — о воде: Переживший долгое зимовье, Аккуратно, в календарный срок, Зажурчал на склонах Подмосковья Драгоценный русский ручеек... И вот, посредством неожиданной и чу­ десной ассоциации, эта обыкновенная вода вдруг оказывается связанной... с величественнейшими эпизодами истории нашей Родины: Помнишь ли, вода, свое начало — День, когда в стране богатырей Ты Петровский ботик закачала На большой поверхности своей? Крепости полна многовековой, Южные избороздив края, Привела к победе Ушакова Сильная твоя струя. А еще дальше эта «вода» возникает в новых связях, ассоциируясь... с воен­ ной мощью страны, с социалистическим строительством: А теперь, военный и гражданский, Огибая материк, плывет Северный и Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флот. Д о чего становится богатой Биография твоя, вода!.. «Биография воды», однако, не исчер­ пана, она продолжается. Причем, даль­ нейшее развитие ассоциаций (по крайней мере, по первому впечатлению) опреде­ ляется, как будто, только субъектом ли­ рического героя: его кругозором, его во­ лей, игрой его фантазии... Но это не так. Ассоциации не могут быть произвольны­ ми, капризом, — в глубочайшей своей сущности они должны отвечать истории «русской воды», истории вообще. И только в таком случае свободная фанта­ зия художника и оказывается подлинно содержательной, истинно богатой. Это и сказалось в «Живой воде». Светлов понимает бытие как деяние. Поэтому естественно, что он прежде все­ го видит обыкновенную воду... живой. Стихотворение и названо «Живая вода». Это — вода работающая, вода, включен­ ная волей поэта в великие и величайшие дела человека! Но вместе с тем — это ведь реальная история Советской страны! Светлов — романтик, поэтому он ви­ дит не только прошлое и настоящее в «биографии воды», но и ее великолепное завтра, осуществляющее мечту. И опять: мечта эта, в сущности, вполне реальна' Славно потрудились наши руки! И, людей за труд благодаря, После миллиона лет разлуки К Каспию пришла Аму-Дарья. Ты тогда предстанешь пред народом Не совсем обычной, не простой Дружбой кислорода с водородом, А союзом действия с мечтой. Наконец, Светлов — социалистиче ский гуманист, поэтому победа над сти­ хиями природы для него — великая победа освобожденного труда для сча­ стья всего человечества. И вот почему — Как немой, бесформенный веками, Оживает мрамор под резцом, Станешь ты под сильными руками Озером, рекою, ручейком. Не один случайный гость приезжий, Не одна страна — весь шар земной Будет умываться нашей свежей Животворной русскою водой... Могут, однако, сказать, что ассоциа­ тивность в «Живой воде» крупного пла­ на — историческая, политическая — не­ сколько, подчас, прямолинейна. Не пере­ растает ли она в простую иллюстрацию? Несомненно, у другого поэта так мог­ ло случиться. У Светлова этого нет. На­ против, не только «дела», но и самая смелая мечта поэта реализуется у него в таких наглядных картинах, в таких конкретных «малых» ассоциациях и та­ ким поэтическим языком, что великое и даже необычайное как бы само собой, органически вырастает из малого, обык­ новенного. Так, уже словарный состав «Живой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2