Сибирские огни, 1963, № 6

дети и — прочитайте письмо, убедитесь, как им плохо без нее... Приговор был пересмотрен, срок заключения стал условным. Псковские мальчики написали по верному адресу. Просмотрены письма — и начинается собственно трудовой день. Се­ годня это верстка автобиографической книги «В начале жизни», новых стихов — десять четверостиший, мудрых раздумий о жизни и искусстве. Затем Маршак переводит. Вот он читает полное народного юмора сти­ хотворение Блэйка , а потом говорит: «При переводе неизбежны потери и нужно обязательно найти компенсацию в родном языке». Д в а источника Он охотно читает и дает читать свои новые стихи. Читает глухим го­ лосом, без того завывания, которое характерно для многих нынешних по­ этов. Но с интонацией, которая точно передает главную мысль. Частый кашель мешает ему, но вот, переборов его, Маршак ведет вас дальше за своей поэтической мыслью. Самуил Яковлевич берет со стола гранки своих «четверостиший», спрашивает меня, что показалось интересным. Я говорю, и он, повторяя стих, соглаш ается :— Д а , да, и мне эти строчки особенно дороги — Питает жизнь ключом своим искусство. Другой твой ключ — поэзия сама. Иссяк один — в стихах не стало чувства, Забыт другой — струна твоя нема. — Понимаете, мы очень часто говорим о том, что поэзию питает жизнь. И это верно, конечно. Но иногда забывают о другом источнике искусства. Что были бы наши стихи без Пушкина, Некрасова, Фета, Бло­ ка. Жизнь и искусство — вот два источника современной поэзии. И ни об одном из них нельзя забывать. Золото из воды И снова «вечер поэзии». Самуил Яковлевич говорит, что писать стихи сегодня может каждый, но от этого человек еще не становится поэтом. Иногда эти стихи можно даже напечатать; но все это напоминает добы­ чу золота из воды. Теоретически возможно, но ведь никто этого не дела ­ ет — невыгодно. Разговор о поэзии вообще переходит на конкретные поэтические име­ на. Самуил Яковлевич одного за другим вспоминает поэтов. Он берет в руки томик Евгения Винокурова, читает стихи и как бы прислушивается к мелодии, к музыке, а затем уже о другом московском поэте говорит: умен, есть в стихах глубокая мысль, но знаете, что его губит?— мало му­ зыки. Можно доходить до речитатива, но нельзя порывать с музыкальной основой. Маршак внимателен к молодым. Минувшей осенью он писал статью о молодой поэзии. Может быть, поэтому так часто я слышал от него име­ на молодых поэтов. Маршак одобрительно говорит о сильных сторонах творчества Евту­ шенко, и его тревожат стихи, которые он считает недостойными таланта этого поэта. — Ведь сам же написал превосходно, — говорит Самуил Яковле­ вич, — и уже читает стихотворение Евтушенко «Глубина»:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2