Сибирские огни, 1963, № 5

строительства,— должны лучше осмысливать жизнь нашего общества, делать это так, как делает ленинская партия». Коммунистическая партия решительно отстояла великие и святые принципы партийности и народности искусства, расчистила дорогу для дальнейшего разви­ тия социалистического реализма, указав на неисчерпаемые возможности этого могучего метода художественного отображения действительности. Сейчас каждый художник должен еще и еще раз задаться вопросом: на что и куда направлены его способности, его талант, его мастерство? Принимаясь за трудную, общественно сложную тему, каждый должен с пре­ дельным пониманием силы воздействия искусства на души людей уяснить для себя, хватит ли у него для ее полнокровного разрешения таланта, мастерства, хватит ли идейной зрелости. И если есть хоть малейшие сомнения в этом — луч­ ше подождать, изучить эту тему досконально, попристальнее вглядеться в самые глубинные процессы народной жизни. В противном случае можно создать про­ изведение, которое вместо пользы принесет вред нашему народу, нашему делу. Партийность всегда была необходимейшей потребностью работников совет­ ской литературы и искусства. Она вытекает из существа задач, стоящих перед художником. Эти задачи — служить своим талантом общенародному делу, ду­ ховно вооружить советских людей в их созидательном труде по построению коммунистического общества. «Сурово осуждая формалистическое фокусничество,— говорил Л. Ф. Ильи­ чев,— неясность идейных позиций авторов, надо со всей определенностью ска­ зать и о другой, оборотной стороне формализма — о ремесленничестве и натура­ лизме, которые обедняют литературу и искусство, делают их бескрылыми, не­ способными вдохновлять и звать вперед. Искусство социалистического реализма нетерпимо не только к безыдейности содержания, но и к серости и примитивиз­ му формы, к эмоциональной безграмотности. Между тем, некоторые писатели и художники считают, что если в произве­ дении заложены верные идеи и оно написано на нужную тему, то можно быть не так требовательным к его форме, к эстетическому, образному выраже­ нию идей. Так думать — значит давать возможность разного рода халтурщикам и ремесленникам спекулировать великими идеями в неблаговидных целях». Забота о совершенстве и новизне художественного произведения, мучитель­ ное отгранивание каждой строки, настойчивые поиски оттенков цвета в живопи­ си, композиции кадра в процессе киносъемки, поиски наиболее правдивой и вы­ разительной интонации героя, при создании сценического образа артистом и т. д .— все это не имеет ничего общего с пустопорожними формалистическими кривляниями. Нашему искусству свойственно гуманистическое .восславление Человека — борца за светлое будущее всей планеты. Искусству отживающего мира свой­ ственно неверие в жизнь, в будущее. Именно оттуда просачиваются к нам •— под видом ошеломляющей новизны тлетворные влияния, теория и практика мертвого искусства. Да и не искусства вовсе, а фактического уничтожения его в абстрак­ ционизме и любых видах формализма. Искусство социалистического реализма в лучших своих проявлениях — под­ линно новаторское искусство. И оно вовсе не перестанет быть таковым, когда использует на новой основе великое классическое наследство, как это делает, папример, Твардовский, обращаясь к пушкинским интонациям и даже образам в поэме «За далью — даль». С другой стороны, чего стоили бы небывалые риф­ мы и ритмики Маяковского, казалось бы ломающие все привычные каноны, если бы эти изобразительные средства не служили выражению раскаленных мыслей поэта. Творчество Маяковского это ведь не только новая форма. Это — и его ог­ ромная, высоковольтная идейная энерговооруженность. Вот в чем суть дела. Без этого находки Маяковского были бы лишь формальными трюками — не больше, и не сделали бы его великим. В преддверии Пленума ЦК КПСС по вопросам идеологии и II съезда писа­ телей Российской Федерации литераторы всех краев и областей России, воору­ женные мудрыми указаниями партии, много и упорно работают над созданием новых произведений, наполненных творческим пафосом нашей прекрасной дей­ ствительности. Писатели в походе, и каждый из них может с гордостью повто­ рить слова Владимира Маяковского, ставшие девизом: Я с тем, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2