Сибирские огни, 1963, № 5
просам культуры, как отечески взыскательно партия оценивает творческие рабо ты писателей, художников, композиторов. Деятели советской литературы и искусства создали немало произведений, которые в ярких образах воплотили наше великое и героическое время строитель ства коммунизма, правдиво отобразили утверждение и победу новых коммуни стических отношений в нашей жизни. Вспомним хотя бы произведения М. Горько го, А. Серафимовича, Д. Бедного, Д. Фурманова, Н. Островского, В. Маяковско го, А. Фадеева, М. Шолохова, К. Федина, Л. Леонова, вспомним картины В. Се рова и А. Пластова, скульптуры И. Шадра, В. Мухиной, Е. Вучетича, С. Конен кова, фильмы С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, А. Довженко и Г. Чухрая... Да мало ли можно назвать имен художников! Но дело все в том, что хороших про изведений нам надо как можно больше! Сила и долговечность произведений этих художников — в настоящей глу бокой жизненной правде, в великолепном художественном мастерстве, в опреде ленной и четкой авторской позиции. Мы, читая их романы, просматривая филь мы, любуясь картинами и скульптурами, испытываем глубокое наслаждение, ‘становимся чище, красивее; приобщаясь к вершинам человеческого совершенства, мы становимся крепче и сильнее... И хочется быть участником большой, труд ной, но целенаправленной жизни, хочется верить в счастье человечества, хочется поучиться жить у настоящего героя художественного произведения. Но за последние годы стали появляться такие поэтические и прозаические книги, картины, скульптуры, которые не могли не вызвать тревогу. Какое человеческое чувство, кроме брезгливого отвращения, могут внушить людям уродливые скульптуры, скажем, Э. Неизвестного? Что, кроме недоумения и негодования, вызывает у зрителей мазня абстракционистов? Захочется ли чи тателям подражать героям «Звездного билета» и «Апельсинов из Марокко» В. Ак сенова — этим бесчисленным нытикам, хлюпикам и пошлякам? Что оставляют в душе бесконечные отступления из «Треугольной груши» А. Вознесенского, ес ли физически и духовно нормальный человек не в состоянии их понять? И когда некоторые критики и читатели замечали, что отдельные так назы ваемые «молодые» идут «куда-то не туда», когда требовали оценивать их про изведения еще и политически, им отвечали, что это будто бы «более чем сомни тельная форма разговора с молодыми писателями», что это будто бы есть следо вание «старой дурной привычке навешивать ярлыки» (В. Озеров — «Вопросы литературы», 1962, № 9). Жизнь показала, кто стоял на позициях марксизма- ленинизма и кто сидел на двух стульях. Общеизвестно классическое определение В. И. Ленина: «Шить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Некоторые деятели литературы и искус ства захотели быть свободными от нашего общества, от наших принципов, нашей морали, захотели стать над обществом и, следовательно, над его интересами и целями. Они объявили почти все советское искусство устаревшим, однобоким, источенным ржавчиной культа личности, деятелей литературы и искусства стар шего поколения — консерваторами, а себя — новаторами, призванными историей «обновить» духовную жизнь народа, открыть ему —• не более, не менее! — какие- то новые критерии истин, революционности, красоты... Люди необразованные, а в политическом смысле — слепые, они, внимая жадно хору похвал из-за рубежа, не замечали и, видимо, не понимали, что каждое их произведение в так называ емом «революционном» духе, есть не что иное, как попытка реставрации в нашей 'стране буржуазного, антиреалистического и антиобщественного декадентского искусства. Против таких попыток в свое время со всей решительностью выступал В. И. Ленин. Он говорил: «Почему надо преклоняться перед новым, как перед 'богом, которому надо покориться только потому, что «это ново»? Бессмыслица, сплошная бессмыслица! Здесь много лицемерия и, конечно, бессознательного почтения к художественной моде, господствующей на Западе. Мы хорошие рево люционеры, но мы чувствуем себя почему-то обязанными доказать, что мы тоже стоим «на высоте современной культуры». Я же имею смелость заявить себя «варваром». Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, ку- оизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости» (В. И. Ленин. О литературе и искусстве. М., 1957, стр. 583). Наша партия, как всегда, вовремя увидела намечавшийся опасный крен в области социалистического искусства, пришла на помощь, открыла заблужда вшимся глаза, осветила страшную, зловонную яму, на краю которой они стояли, и спросила — пойдете ли вы туда? Наша партия справедливо и вовремя заговорила об ответственности худож ника перед народом,^ потребовала принципиальной марксистско-ленинской оценки современных явлений и событий в произведениях искусства. «Писатели и режис серы, сказал Н. С. Хрущев на совещании работников промышленности и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2