Сибирские огни, 1963, № 5
переездов из города в город, с одной квартиры на другую, тоже выглядит новым. Мария Александровна бережно сняла кружевную дорожку, бесшум но откинула крышку, и ее пальцы, длинные, все еще красивые пальцы прирожденной музыкантши, легко и изящно побежали по клавишам. Самые ранние воспоминания детства были связаны с музыкой, и всю жизнь она любила музицировать. Это у нее — в роду, в крови. ...Врачеб ный инспектор Бланк рано овдовел. На его руках осталось пять дочерей, шестой — сын. Машенька родилась предпоследней. Она не помнила ма тери, обрусевшей немки Анны Ивановны, урожденной Грошопф. В воспи тании детей отцу помогала свояченица, тетка Катерина Ивановна Эссен. В числе родственников Машеньки по материнской линии были увлечен ные музыканты, в особенности дядя Карл, не расстававшийся со скрип кой. Ей было двенадцать лет, когда — в 1847 году — отец вышел в от ставку, купил в сорока верстах от Казани маленькое именьице Кокушки- но и приписался к дворянству. Там ей, Машеньке Бланк, было суждено прожить добрых полтора десятка лет, а потом и сыграть свадьбу со стар шим учителем физики Ильей Николаевичем Ульяновым, с которым по счастливилось встретиться в Пензе, куда рна выезжала, чтобы экстерном сдать экзамен на звание домашней учительницы. Машенька много чи тала, бегло говорила по-немецки и по-французски, но едва ли небольшую часть времени в Кокушкино проводила за роялино. Потом, когда у нее появилась своя семья, маленькие дети любили з а сыпать под ее музыку. ...Мария Александровна выпрямилась на стуле и на минуту прикры ла глаза. Руки замерли. Она вспомнила, как напевала Володе у его ко лыбели: Позднее даже уроки дети привычно готовили под звуки фортепьяно, доносившиеся из столовой, где она играла не столько для себя, сколько для них. Мария Александровна была глубоко убеждена, что музыка помога ла ей радоваться жизни, работать, хлопотать по дому и, самое главное, воспитывать детей, которых она желала видеть передовыми людьми сво его века. Очнувшись от раздумья, она развернула на пюпитре второй лист из «Аскольдовой могилы»; играя, лишь изредка бросала взгляд на ноты. Иногда, откинув голову, закрывала глаза, а пальцы, быстрые, послушные пальцы, продолжали бегать по клавишам. Но чаще всего она покачивала головой в такт^музыке и своим думам о пережитом, о детях. Илья Николаевич, бывало, заслушивался ее игрой, старинными пес нями и романсами... Мария Александровна положила ноты на пюпитр, тоже наполовину потерявший полировку, и стала играть то, что муж лю бил более всего. В летние каникулы, гуляя с детьми по полям, Илья Николаевич час тенько напевал положенное на музыку и ходившее по рукам стихотворе ние Рылеева: ...А тебе на свете белом Что-то рок пошлет в удел? Прогремишь ли в мире целом Блеском подвигов и дел? По духу братья мы с тобой, Мы в искупленье верим оба. И будем мы питать до гроба Вражду к бичам страны родной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2