Сибирские огни, 1963, № 5

жественной правды совершается без препятствий. Конечно, повесть М. Пархомова не хуже многих других из разряда безли­ кой «золотой середины». Но это как раз и заставляет говорить о ней так. В. О д и н о к о е Г О Р Ь К И И И Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Е Л И Т Е Р А Т У Р Ы С И Б И Р И Ш ирокий читатель подчас с недове­ рием относится к литературовед­ ческим книгам: «Это, вероятно, для спе­ циалистов!» Действительно, нередко та­ кого рода работы отталкивают ложным академизмом, сухостью, протокольно- стью слога. Сборник статей и рецензий бурятского' литературоведа и критика А. А. Белоу­ сова «Горький и бурятская литерату­ ра»! производит хорошее впечатление подбором интересного и нового матери­ ала и живым, доходчивым изложением. А когда критик, например, пишет: «От книги рассказов Ч. Цыдендамбаева остается ощущение, что она написана автором ранней весной в открытой сте­ пи, когда ее зеленая гладь, омытая май­ скими дождями, благоухает ароматом полевого разнотравья и пестрит много­ 1 А. Б е л о у с о в . Горький и бурятская ли­ тература. Статьи и рецензии. Бурятское, книжное издательство. Улан-Удэ, 1961. численными красками луговых цветов». — мы чувствуем, так сказать, поэтиче­ ский нерв писателя, «аромат» его худо­ жественного стиля. Книга открывается большой статьей: «Горький и литература народов Сиби­ ри». Построенная на обширном фактиче­ ском материале, как опубликованном, так и неопубликованном, статья знако­ мит читателя с многообразными связя­ ми, соединявшими писателя с Сибирью, которой он горячо интересовался еще в дореволюционные годы и которая пора­ зила его могучим размахом хозяйствен- ноего и культурного строительства после Октября. Мы узнаем о распространении в Си­ бири художественных произведений Горького, о влиянии их на умы и души людей, о первых постановках в Сибири горьковских пьес «Мещане» и «На дне», о бережном и внимательном отношении Горького к местным писательским та­ лантам. А. Белоусов прослеживает благотвор­ ное влияние творчества Горького на бу­ рятских писателей. Он обнаруживает горьковские традиции и в романе X. Намсараева «На утренней заре», и в эпопее Ч. Цыдендамбаева о Доржи Бан- зарове и других произведениях бурят­ ских прозаиков. Не все в одинаковой мере удалось исследователю: кое-где слаба аргумента­ ция (это касается конкретных наблюде­ ний над литературными параллелями: Горький — и бурятские писатели), иног­ да автор все ещё недостаточно внимате­ лен к особенностям художественной формы, хотя художественный анализ— одна из главных задач книги. Однако мы можем рекомендовать книгу А. Белоусова не только «специа­ листам», но и самым широким чита­ тельским кругам с уверенностью в том, что она вызовет интерес к бурятской литературе и окажется нм полезной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2