Сибирские огни, 1963, № 5
все неестественное, нечеловеческое, вы чурное, придуманное. Это жизнелюби вый, радостный характер. Он весь в сло вах: «Надо уметь радоваться приятно стям жизни. Радость — это величайшее достояние души человеческой. Все, что ■было создано поистиие великого, было •создано на базе высочайшей человече ской радости». Критики уже отмечали, что сказано это для Цыплакова слишком уж литературно, книжно, но верно и точ но, а главное — по мысли — это очень •соответствует сути характера героя. Совсем иначе думает о человеческой радости старший прораб с экзотической ■фамилией — Фиников: «Радость — это же не средство пропаганды. Просто чув ство...» В основном через образы вот этих-то двух людей со столь непохожими фами лиями писатель и преломляет культ лич ности, борьбу против него. Есть в повести, разумеется, и другие персонажи — рядовые труженики, обыкновенные люди, на плечи которых такой огромной тяжестью лег культ лич ности. Очень важно, что эта мрачная тя жесть показана на контрастном, ярком •фоне высокого гражданского самосоз нания, торжественного самочувствия, ■ощущения радостной исторической пер спективы, вынесенных народом-победи- тедем из испытаний войны. Этот конт раст помогает убедительно показать ан тинародную сущность культа лично сти. На войне Цыплаков был сапером. Вернувшись с фронта, стал работать на строительстве высотного здания в Моск ве. Однажды жена Люся, верный друг еще с фронтовых времен, человек боль шой сердечности, честности и доброты, сказала ему: «— Это хорошо, что в Москве такие красивые дома в высоту строят, но, зна ешь, из Белоруссии письмо получила: живет еще народ в дотах, дзотах и про сто в землянках, которые на оборони тельных полосах остались. Лицо Цыплакова расплылось в доб родушной, довольной улыбке: — Вот мы, саперы, народ крепкий. Мир уже давно настал, а работенка на ша держится. — Да ведь плохо там жить! Женщины же, дети. — Правильно, для штатских помеще ние неприспособленное. — Как же так получается? — Чего получается? Ты про что наме каешь? — И, поняв мысли жены, воз мутился: — Это же политика. Наши вы сотные. Надо же соображать: символ эпохи. Наглядная агитация. Каждый прохожий взглянет на здание и проник нется... — Людям жить надо, жить! Так за войну намучились, настрадались... — Ну вот что, — рассердился Цып лаков, — это в тебе от жира глупые мы сли, от жира, и больше ничего». Эта сцена дорого стоит. Честнейший, добрейший Цыплаков, с его чувствами радости, естественности и простоты, об наруживает здесь глухоту к человече ским нуждам. Как нетерпим он к разум ным доводам жены! Какое нежелание смотреть правде в глаза! Более того, в своих суждениях о высотных домах как символах эпохи, наглядной агитации Цыплаков прямо смыкается с Финико вым. Ведь тот говорит: «Историю всег да как изучают? По отдельным великим памятникам архитектуры — дворцам, храмам, монументам, аркам, пирами дам... Памятники архитектуры — на глядная пропаганда». Но это еще не все. Был и такой эпи зод. Бывший командир саперного взво да из батальона Цыплакова старый друг Ветошкин, демобилизовавшись, искал работу. Цыплаков хотел помочь ему устроиться на строительство, где сам ра ботал. Все бы хорошо, но выяснилось, что Ветошкин был в окружении. Для за ведующего кадрами это достаточная причина, чтобы отказать в работе. И что же? Доверчивейший и честней ший Цыплаков действительно проявляет бдительность чуть ли не к самому себе. Встретившись с Ветошкиным, он гово рит: «— А у тебя справка есть? Ты справ ку представил?.. — Могу,—бодро сказал Ветошкин,— хоть об оспопрививании, хоть о том, что холостяк. — Я тебя про окружение спрашиваю. — угрюмо сказал Сидор Иванович. — У тебя есть справка о том, что ты из не го сам вышел, а не тебя из него выпу стили?.. — Да ты что, Сидор, обалдел? — жа лостливо- осведомился Ветошкин. — Ты, видать, болен! — и потрогал лоб Цып лакова». Этому чудовищному требованию справки о самостоятельном выходе из окружения, этому превознесению бумаж ки над живым человеком, как и в пер вом эпизоде, тоже можно найти анало гию в поведении Финикова. Что же это все значит? К чему эти сравнения? А вот к чему. Кожевников пишет: «Пока еще нет таких весов, на которых можно было бы взвесить всю тяжесть культа... И если современная наука располагает средствами для изме рения веса отдаленных планет, то, ко нечно, мы вправе ожидать от наших ис ториков, чтобы они с помощью марксист ско-ленинской науки взвесили, во что. обошелся культ нашей стране. Мы долж ны это знать». Это дело не только историков. Это дело и писателей. В произведениях про зы минувшего года мы как раз и видим многие и весьма успешные попытки взвешивания тяжести культа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2