Сибирские огни, 1963, № 5
книги по всем отраслям знаний и его руководителей «учили» редактировать лишь пропагандистские брошюры. С теми же критериями они подходят теперь к стихам и рассказам местных авторов, подготовленных художественным отделом, правят и кромсают их, как хотят, потому что признают за литературой единст венную функцию — служить иллюстрацией к злободневным кампаниям. В оди ночку противиться таким представлениям о художественной литературе трудно. Деятельное литературное объединение, группа квалифицированных писате лей и, тем более, Отделение Союза в областном городе оказывают неоценимую помощь самим литераторам. Добившись общественного признания, эта литера турная среда влияет и на работников, которые причастны к выходу в свет лите ратурных произведений в силу занимаемых ими должностей. К счастью, в наше время никакие периферийные начальники над литературой не могут игнорировать те благодетельные перемены в стране, которые сказались также на повышении требований к художественному уровню литературы, еле довательно, не только к их форме, но и к правдивому жизненному содер жанию. Я был свидетелем того, как зарождалась и крепла литература сахалинцев. В 1958 году, когда по поручению Союза писателей Федерации я впервые прово дил областной семинар молодых литераторов, к обсуждению были предъявлены только рукописи или газетные листы со стихами и маленькими рассказами. Один из местных поэтов — старожилов Сахалина — жаловался тогда, что он уже 30 лет печатает стихи, сын у него за это время вырос и сам стихи сочиняет, а сти хотворного сборника отец не удостоился, как, впрочем, и все остальные остров ные поэты. Эти заметки пишутся в конце 1962 года. К этому времени на Сахалине из даны стихотворные сборники Николая Петраченкова, Владимира Санги (перво го поэта маленькой народности нивхов — аборигенов острова), А. Мандрика; кни- ги рассказов Анатолия Ткаченко и Юрия Леонова; литературные исследования М. Теплинского и Ф. Кулешова. В регулярно издаваемых сборниках «Литера турный Сахалин» хорошо заявили о себе поэты Ал. Алшутов, Вильям Озолин, И. Белоусов, прозаики — В. Маринов, И. Самойлов, Кира Ткаченко, очеркисты — А. Пушкарь, А. Резвушкин. Я перечислил здесь имена т о л ь к о т е х саха линских авторов, чьи произведения переступили островную границу, печатались уже на материке в журналах «Дальний Восток», «Уральский Следопыт», «Юность», «Октябрь», «Дружба Народов», «Звезда», «Литературная Россия», «Огонек», «Смена». Если бы я писал рецензию на сборники «Литературный Сахалин», я уделил бы не мало места критике тех несовершенных и просто сла бых, неквалифицированных произведений, которые появляются время от време ни на его страницах. Но цель этих заметок иная. Я хочу познакомить читателей старейшего русского журнала с литературной жизнью Сахалина (и этот остров охватывается емким понятием — «Сибирь»'). Значит, мне можно говорить, глав ным образом, о лучших произведениях сахалинцев, о наиболее одаренных авто рах. О тех явлениях, которые представляют вклад в литературу (она делается ведь не только в столицах!), — а не ущерб культуре — ведь тусклые бездарные произведения отравляют читательский вкус. И рассказать о постепенном зарож дении литературной среды на далеком острове. Но сначала несколько слов о самом острове. Более полувека назад Сахалин вошел в сознание русского человека как ме сто гиблое, горная северная пустыня, откуда доносится лишь стон челове ческий... Об этом нам рассказали Короленко, Чехов, Дорошевич, и сила художест венных образов такова, что нам еще долго не верилось, будто сахалинская при рода, которая была каторжанам и ссыльным злой мачехой, могла обернуться любящей матерью свободному- советскому человеку. Казалось немыслимым пре вратить Сахалин в край индустриальный, культурный. Но сегодня это именно так.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2