Сибирские огни, 1963, № 5
7 ? ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ ЛИТЕРАТУРНЫЙ САХАЛИН Кажется, признано всеми, что нет и не может быть какой-то особой «мос ковской» литературы, отличной от «свердловской» или даже «сахалинской». Не зависимо от того, написано ли произведение на московском или сахалинском ма териале, столичным или периферийным писателем, оно ценно лишь в такой мере, в какой помогает читателю узнать и понять еще одну черту в характере народа, еще одну сторону жизни. Однако путь периферийного писателя не усеян розами — отнюдь! Дело во все не в том, что ему труднее печататься, чем молодому москвичу, киевлянину или ленинградцу (пожалуй, даже наоборот!). А в том, что в областных городах, тем более в новых районах, многое затрудняет отсутствие подлинно творческой литературной среды, вне которой молодому писателю работать крайне трудно, почти невозможно. В последнее время принято было говорить об отрицательных сторонах лите ратурного быта и недооценивать значение литературной среды. Право, это наив но. Вспомним, что Чехов настойчиво советовал молодому Горькому, уже накопив шему к тому времени богатые впечатления жизни, войти в повседневное общение с литераторами, причем из того же. письма видно, что Чехов отнюдь не идеализи ровал своих собратьев. Естественное же состояние литератора — писал Чехов — это всегда держаться близко к литературным сферам, жить возле пишущих, «ды шать литературой». Молодой писатель тем более нуждается в постоянных лите ратурных спорах, в обмене опытом и наблюдениями, в том профессиональном «технологическом» разборе стихов и рассказов, который так редко встречаешь даже в работах критиков. Надо представить себе, что такой молодой промышленный центр, как Южно- Сахалинск, не унаследовал никаких литературных традиций. Что на первых по рах молодому издательству неоткуда было взять редакторов, обладающих хоро шим вкусом. Сплошь и рядом с молодыми литераторами работает редактор, кото рый набил руку на «брошюрках», считает стишки на торжественные даты — по эзией и, напротив того, числит поэта, предложившего облеченные в строгую фор му лирические размышления «о времени и о себе», — по разряду стиляг и дека дентов или, в лучшем случае, среди людей, склонных к «ячеству» и к «нескром ности». Когда в местном издательстве появляется, наконец, компетентный редактор художественной литературы, то все равно его слово немного весит, потому что над ним стоят еще главный- редактор и директор, а издательство выпускает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2