Сибирские огни, 1963, № 5
годами, затянувшееся подражание легко превращается в привычку, и тогда ко нец творчеству! Подражание вредно еще и тем, что в конечном счете приучает к своеобразному иждивенчеству, к трафарету. А для начинающего нет ничего убийственнее трафарета. К сожалению, здесь у молодого автора подчас оказываются и сообщники— из тех, у кого он учится. И в книгах, и в журналах, а особенно в газетах нет-нет да и проскользнет оборот речи или образ, который хочется назвать дежурным. Если у нас постепенно сходят со сцены высокие, стройные юноши и убелен ные сединами старцы, а также задумчивые глаза с поволокой или без таковой, то на смену им незаметно протискиваются новые штампованные образы. Так, за думчивые глаза все чаще оттесняются на задний план глазами озорными, а в рав ной мере и глазами с хитринкой. И те, и другие довольно свободно перекочевыва ют из произведения в произведение. Впрочем, с ними нередко конкурируют и улыбки, тоже озорные, а для разнообразия белозубые (появилось даже специаль ное наречие — белозубо). А кому не знаком положительный герой многих наших очерков, который на попытку автора выведать секрет его производственных успехов неизменно по жимает плечами и говорит: «Ничего особенного». Стоит ли удивляться после этого, что и в очерках начинающих положительные герои тоже пожимают пле чами и добавляют: «Ничего особенного». Такова сила уж не моды, а трафарета! В заключение хочется подчеркнуть еще одну любопытную черту: если рань ше начинающий, стихи которого появлялись в печати, сразу же начинал жало ваться на то, что ему не хватает времени, что работа на предприятии или в уч реждении сковывает его творческие планы, то теперь таких жалоб не слышно совсем или почти совсем. Во всяком случае покидать свои рабочие места моло дые прозаики и поэты не торопятся. И если иногда возникает разговор о «пере мене мест», то лишь в одном плане: как бы поступить на заочное отделение Ли тературного института. Говорят иногда и о газетной работе. Кстати сказать, у нас нередко консультанты, беседуя с молодыми, имеют в виду главным образом литературные жанры, начисто забывая о газетных (фель етон, рецензия, статья). Это уже непростительно! А теперь вернемся на минуту к собеседованиям в кабинете консультанта и к прерванному разговору о пишущих «для себя». ...Спорили как раз о том, с чего начинаются эти «Заметки» — об ответах начинающим. Кто-то жаловался на «хитрость» столичного консультанта, который после двух-трех обтекаемых формулировок советовал обратиться в редакцию местной газеты: там, дескать, должны напечатать. — А местные газеты тоже не печатают. Жаловались и на резкость некоторых отзывов: — Так и читаешь между строк: не суйся со своим рылом в калашный ряд. Высказывалось и недоумение: — Существуют же при клубах всевозможные кружки — хоровые, драмати ческие, изобразительных искусств. Существуют и работают, учат. И никто там не гонит людей, не советует заняться «общеполезным трудом». Параллель, понятно, не совсем удачная, но доброе зерно в ней есть. У нас действительно учат и нередко хорошо учат (например, народные университеты) понимать живопись, музыку, драматическое искусство... А как с пониманием ли тературы? — Да никак! А ведь нам нужны не только талантливые писатели, но умные, талантливые читатели. И стоит ли так энергично ополчаться против «лите ратурных младенцев»? В таких случаях мне вспоминается 80-летний енисейский поэт-самоучка Александр Никифорович Казанцев. Нет, надо, и очень надо работать не только с теми, кто подает надежды, но и с теми, кто не подает их, кто пишет просто «для себя»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2