Сибирские огни, 1963, № 5

К письму было приложено стихотворение, заканчивающееся так: И есть ли выше счастье — я не знаю, Я полной грудью Родиной дышу, Живу, учусь, работаю, мечтаю, В свободный час спешу к карандашу. Между прочим, автор — каменщик В. Ч. — не просил напечатать это сти хотворение. Его интересовали, прежде всего, отзыв консультанта, добрый совет, список нужной литературы. И мне сразу вспомнился паренек из далекой Голдо- бы. Он ведь тоже хотел прожить на свете «не зря», тоже любил стихи и тоже просил только совета. А затем перед моими глазами начинает вырисовываться целая галерея хо­ рошо знакомых посетителей устной консультации, которые точно так же первым делом предупреждали, что печататься пока не думают, но писать будут непремен­ но и при всех условиях — «Для себя». Откровенно говоря, для меня, старого журналиста, почти сорок лет имевше­ го дело с начинающими, все это — далеко ке обычное явление. И свидетельству­ ет оно о несомненном росте глубокого, массового интереса к поэзии, к литера туре вообще, поэзия, что называется, входит в быт рядового советского че ловека. А разве не об этом свидетельствует успех Дня поэзии в Новосибирском электротехническом институте, в средней школе № 10 и некоторых других шко­ лах города, не говоря уже о многочисленных встречах наших поэтов и писателей со своими читателями в клубах, цехах, у прилавков книжных магазинов! И даже не верится, что когда-то поэт К. Фофанов мог утверждать: «Поэзия есть зверь, пугающий людей». В этой связи вспоминается и любопытный эпизод из небольшого, передавав шегося по радио очерка Ю. Сальникова о старинном сибирском городе Енисей­ ске и енисейцах. В нем рассказывалось о 80-летнем пенсионере Александре Ни­ кифоровиче Казанцеве — человеке, почти не получившем систематического об­ разования, но через всю свою нелегкую жизнь пронесшего горячую, неистреби­ мую любовь к поэтическому слову. Свыше шестидесяти лет Александр Никифо­ рович писал стихи, пожалуй, не всегда умелые, но всегда искренние и честные. Он и сейчас их пишет, иногда печатает в городской газете и является одним из самых деятельных членов местного литобъединения. А самое примечательное в том, что Александр Никифорович сумел этой страстью заразить и всю свою семью, и многих своих друзей. По вечерам в его приветливом домике собираются такие же, как и хозяин, скромные любители поэзии и с увлечением читают свои и чужие стихи. А сколько таких людей и таких домашних кружков в разных, больших и малых, городах Сибири и всей советской страны! Сколько миллионов людей по­ сещают аудитории университетов культуры, слушают лекции по вопросам ли­ тературы и искусства! Какая прекрасная иллюстрация к замечательному положе­ нию о том, что советская литература и искусство «призваны служить источни­ ком радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания» (Программа КПСС). Как же после этого не присмотреться повнимательней к характеру и зада­ чам современной литературной консультации? В наши дни устная консультация — это чаще всего не тихий разговор с глазу на глаз, а довольно шумное и оживленное собеседование, а то и диспут, в котором принимает участие добрый десяток человек. Начаться он может, допу­ стим, с коллективного обсуждения чем-то интересной рукописи молодого автора, но очень скоро выходит из намеченных рамок. Какие только вопросы не затраги­ ваются при этом, какие темы не поднимаются! А кончается диспут иной раз совершенно неожиданно идля спорщиков, и для консультанта. Недавно зашел у нас разговор о статье Виктора Бокова «Ах,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2