Сибирские огни, 1963, № 5
К письму было приложено стихотворение, заканчивающееся так: И есть ли выше счастье — я не знаю, Я полной грудью Родиной дышу, Живу, учусь, работаю, мечтаю, В свободный час спешу к карандашу. Между прочим, автор — каменщик В. Ч. — не просил напечатать это сти хотворение. Его интересовали, прежде всего, отзыв консультанта, добрый совет, список нужной литературы. И мне сразу вспомнился паренек из далекой Голдо- бы. Он ведь тоже хотел прожить на свете «не зря», тоже любил стихи и тоже просил только совета. А затем перед моими глазами начинает вырисовываться целая галерея хо рошо знакомых посетителей устной консультации, которые точно так же первым делом предупреждали, что печататься пока не думают, но писать будут непремен но и при всех условиях — «Для себя». Откровенно говоря, для меня, старого журналиста, почти сорок лет имевше го дело с начинающими, все это — далеко ке обычное явление. И свидетельству ет оно о несомненном росте глубокого, массового интереса к поэзии, к литера туре вообще, поэзия, что называется, входит в быт рядового советского че ловека. А разве не об этом свидетельствует успех Дня поэзии в Новосибирском электротехническом институте, в средней школе № 10 и некоторых других шко лах города, не говоря уже о многочисленных встречах наших поэтов и писателей со своими читателями в клубах, цехах, у прилавков книжных магазинов! И даже не верится, что когда-то поэт К. Фофанов мог утверждать: «Поэзия есть зверь, пугающий людей». В этой связи вспоминается и любопытный эпизод из небольшого, передавав шегося по радио очерка Ю. Сальникова о старинном сибирском городе Енисей ске и енисейцах. В нем рассказывалось о 80-летнем пенсионере Александре Ни кифоровиче Казанцеве — человеке, почти не получившем систематического об разования, но через всю свою нелегкую жизнь пронесшего горячую, неистреби мую любовь к поэтическому слову. Свыше шестидесяти лет Александр Никифо рович писал стихи, пожалуй, не всегда умелые, но всегда искренние и честные. Он и сейчас их пишет, иногда печатает в городской газете и является одним из самых деятельных членов местного литобъединения. А самое примечательное в том, что Александр Никифорович сумел этой страстью заразить и всю свою семью, и многих своих друзей. По вечерам в его приветливом домике собираются такие же, как и хозяин, скромные любители поэзии и с увлечением читают свои и чужие стихи. А сколько таких людей и таких домашних кружков в разных, больших и малых, городах Сибири и всей советской страны! Сколько миллионов людей по сещают аудитории университетов культуры, слушают лекции по вопросам ли тературы и искусства! Какая прекрасная иллюстрация к замечательному положе нию о том, что советская литература и искусство «призваны служить источни ком радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания» (Программа КПСС). Как же после этого не присмотреться повнимательней к характеру и зада чам современной литературной консультации? В наши дни устная консультация — это чаще всего не тихий разговор с глазу на глаз, а довольно шумное и оживленное собеседование, а то и диспут, в котором принимает участие добрый десяток человек. Начаться он может, допу стим, с коллективного обсуждения чем-то интересной рукописи молодого автора, но очень скоро выходит из намеченных рамок. Какие только вопросы не затраги ваются при этом, какие темы не поднимаются! А кончается диспут иной раз совершенно неожиданно идля спорщиков, и для консультанта. Недавно зашел у нас разговор о статье Виктора Бокова «Ах,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2