Сибирские огни, 1963, № 5
Первым большим коллективным делом явилась разработка схемы соедине ния двух машинных бассейнов, куда поступает древесно-целлюлозная масса, в один. Перечитайте еще раз строки, где речь идет о том, как рождается бумажная лента. Так вот бассейны, по замыслу конструкторов, были строго разделены по своему назначению. Один — композиционный, где идет приготовление массы из различных полагающихся по рецептуре компонентов. Другой — машинным: в нем масса является уже сырьем и оттуда она выльется на сетку машины. Из первого бассейна массу надо было перекачивать время от времени во второй: для этого был установлен дополнительный, довольно мощный, мотор. Почему такая схема понравилась конструкторам — понять невозможно, во всяком случае, логики в этом нет. А хлопот, затрат времени и энергии — множе ство. Но как бы там ни было, а так делается везде, во всем мире. Сеточники предложили смелый план: пробить в перегородке отверстия, со единить оба бассейна! По мере приготовления смесь самой своей массой будет как бы «выдавливать» себя через отверстия из первого бассейна во второй. Про сто, логично, удобно. Сомнений, однако, было много, даже у ведущих инженеров: как-никак, везде делают по-иному, значит, это неспроста? — А вы докажите нам, — смеялись сеточники. — Убедите нас, что неспро ста. И тогда мы снимем свое предложение. Попробовали работать по их схеме. Оказалось, что высвободился один насос, один мотор, стала экономиться электроэнергия, а самое главное, масса теперь пе ремешивалась значительно лучше, ровнее: не рывками, как прежде, а непрерыв но. Брак в бумаге резко сократился. Совместно работали сеточники и над проблемой механизации подъема и опу скания так называемого грудного вала машины. Среди множества валов, через которые проходит бумажная лента, этот — первый, и его чаще, других прихо дится заменять. Фирма предусматривала эту операцию как исполняемую вруч ную. А они сконструировали тележку, поставили на нее небольшой мотор с ре дуктором; и вот тележка подходит к валу, металлическими пальцами охватывает его и поднимает. Чего бы проще! На каждой такой операции — тридцать минут сбереженного времени, а это — сотни метров бумаги. Бушуев перечисляет еще много предложений, разработанных и осуществлен ных коллективом сеточников, потом на мгновенье задумывается и говорит: — Да дело-то даже не в этом. Важнее всего то, что люди поняли, что им п о п л е ч у еще и не такое. А вы знаете, я убежден: человек стал богатырем, когда он поверил в собственную силу, убедился в ней!.. V Молодой коллектив набирал силу. Временами его еще лихорадили вынужденные простои, нехватка сырья, не достача механизмов и оборудования, а в особенности запасных частей и деталей к ним: это еще и сегодня остается на комбинате «проблемой номер один». Были излишне велики транспортные расходы: совнархоз не торопился найти наиболее дешевый и быстрый способ доставки к комбинату древесины. Предусмотрены сметой транспортные убытки? Ну и ладно... В особенности же подводили строители. На картонной фабрике, на гидро лизном заводе — всюду десятки незавершенных объектов. Территория комбина та завалена строительными материалами, повернуться негде, работать трудно. А программа-то нешуточная! Уже в первый год комбинат должен был дать почти шестьдесят тысяч тонн газетной бумаги (проектная мощность комбината — 85 ты сяч тонн). Трудно, — а радостно! Радостно, потому что каждый видит: р а с т е м . Кабинет директора наполнялся непроглядным табачным дымом, когда руко водители стройки и предприятия собирались на очередную «планерку». Прихо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2