Сибирские огни, 1963, № 5

Первым большим коллективным делом явилась разработка схемы соедине­ ния двух машинных бассейнов, куда поступает древесно-целлюлозная масса, в один. Перечитайте еще раз строки, где речь идет о том, как рождается бумажная лента. Так вот бассейны, по замыслу конструкторов, были строго разделены по своему назначению. Один — композиционный, где идет приготовление массы из различных полагающихся по рецептуре компонентов. Другой — машинным: в нем масса является уже сырьем и оттуда она выльется на сетку машины. Из первого бассейна массу надо было перекачивать время от времени во второй: для этого был установлен дополнительный, довольно мощный, мотор. Почему такая схема понравилась конструкторам — понять невозможно, во всяком случае, логики в этом нет. А хлопот, затрат времени и энергии — множе­ ство. Но как бы там ни было, а так делается везде, во всем мире. Сеточники предложили смелый план: пробить в перегородке отверстия, со­ единить оба бассейна! По мере приготовления смесь самой своей массой будет как бы «выдавливать» себя через отверстия из первого бассейна во второй. Про­ сто, логично, удобно. Сомнений, однако, было много, даже у ведущих инженеров: как-никак, везде делают по-иному, значит, это неспроста? — А вы докажите нам, — смеялись сеточники. — Убедите нас, что неспро­ ста. И тогда мы снимем свое предложение. Попробовали работать по их схеме. Оказалось, что высвободился один насос, один мотор, стала экономиться электроэнергия, а самое главное, масса теперь пе­ ремешивалась значительно лучше, ровнее: не рывками, как прежде, а непрерыв­ но. Брак в бумаге резко сократился. Совместно работали сеточники и над проблемой механизации подъема и опу­ скания так называемого грудного вала машины. Среди множества валов, через которые проходит бумажная лента, этот — первый, и его чаще, других прихо­ дится заменять. Фирма предусматривала эту операцию как исполняемую вруч­ ную. А они сконструировали тележку, поставили на нее небольшой мотор с ре­ дуктором; и вот тележка подходит к валу, металлическими пальцами охватывает его и поднимает. Чего бы проще! На каждой такой операции — тридцать минут сбереженного времени, а это — сотни метров бумаги. Бушуев перечисляет еще много предложений, разработанных и осуществлен­ ных коллективом сеточников, потом на мгновенье задумывается и говорит: — Да дело-то даже не в этом. Важнее всего то, что люди поняли, что им п о п л е ч у еще и не такое. А вы знаете, я убежден: человек стал богатырем, когда он поверил в собственную силу, убедился в ней!.. V Молодой коллектив набирал силу. Временами его еще лихорадили вынужденные простои, нехватка сырья, не­ достача механизмов и оборудования, а в особенности запасных частей и деталей к ним: это еще и сегодня остается на комбинате «проблемой номер один». Были излишне велики транспортные расходы: совнархоз не торопился найти наиболее дешевый и быстрый способ доставки к комбинату древесины. Предусмотрены сметой транспортные убытки? Ну и ладно... В особенности же подводили строители. На картонной фабрике, на гидро­ лизном заводе — всюду десятки незавершенных объектов. Территория комбина­ та завалена строительными материалами, повернуться негде, работать трудно. А программа-то нешуточная! Уже в первый год комбинат должен был дать почти шестьдесят тысяч тонн газетной бумаги (проектная мощность комбината — 85 ты­ сяч тонн). Трудно, — а радостно! Радостно, потому что каждый видит: р а с т е м . Кабинет директора наполнялся непроглядным табачным дымом, когда руко­ водители стройки и предприятия собирались на очередную «планерку». Прихо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2