Сибирские огни, 1963, № 5
тею Николая Алексеевича Капишникова — преподавателя литературы. Разве ма ло бывало в те годы: создадут какой-нибудь кружок, смотришь, через месяц-дру гой развалился. То руководителю некогда, то у кружковцев охота пропала. Но как бы там ни было, сегодня мне стало как-то стыдно, как-то не по себе. Какое на хальство — не верить человеку! А Капишников верил. Верил горячо, убежденно. Сам он не был музьщантом^профессионалом. До приезда в Мундыбаш играл на мандолине. Ребятам по душе пришелся новый учитель. На уроках строгий, сосре доточенный, после школы — разговорчивый такой, добродушный. На шумных переменах, на улице его всегда окружали мальчишки и девчонки. Дети всегда де ти. Как-то спросили «новенького»: — Николай Алексеевич, вы нам о мечте говорили. «У каждого человека должна быть своя мечта». А у вас какая мечта? Да, говорил. Человек без мечты — это полчеловека. Есть своя яблоня и у Капишникова. Яблоня, которую еще не посадил. Сказал: — Мечтаю, ребята, оркестр создать. Большой, настоящий оркестр. И он будет, вот увидите. А если еще вы поможете мне, будет совсем скоро. Заговорили все хором, наперебой, взволнованно. Дети всегда решают быстро, безоговорочно. — Создадим оркестр, Николай Алексеевич!.. — Как можно без оркестра!.. — Вот здорово будет: оркестр народных инструментов!.. Капишников рассказал, с чего надо начинать это увлекательное, но трудное дело. Рьяные сторонники оркестра стали помогать руководителю чем только мог ли: искали инструменты, делали нотные тетради, агитировали других... Я помню первый концерт. Помню, как волновался Капишников. Он слышал, как фальшивил старенький, потрепанный баян, принесенный кем-то из дому, не стройно «шли» балалайки, как во время игры у одного мальчугана звонко, во всеуслышание лопнула на мандолине струна. Слышал Капишников и неодобри тельный шепот двух преподавателей у дверей — были тогда и такие. Получит школьник-оркестрант тройку, иногда двойку — все шишки на Капишникова: «Процент успеваемости снижает, тянет класс назад!..» Некоторые даже к дирек тору ходили, жаловались. Все это было. Но не это волновало Николая Алексееви ча. Он был чертовски доволен этим первым выступлением и радовался как маль чишка. Пусть фальшивили инструменты, пусть шли нестройно, пусть шушука лись... Пусть! Не беда! Главное — будет оркестр! Он уже есть! А оркестр для Капишникова — яблоня, романтика. Еслй хотите — соль жизни, ее смысл!.. «Музыка имеет могучую силу, она многому научит ребят, воспитает их внут реннюю культуру, поможет сформировать духовный мир этих мальчишек и дево чек. Музыка поможет повысить интеллектуальный уровень не только школьников. Мы будем давать концерты и для рабочих... Надо скорей поднимать оркестр на ноги», — думал Николай Алексеевич Капишников, широко шагая по заснежен ным улицам ночного Мундыбаша. Может быть, в тот вечер простой педагог еще глубже осознал свое назначе ние в короткой человеческой жизни, твердо определил свое место в обществе. Капишников и ребята добились своего. Оркестр, о котором мечтали они, был создан. Надолго, навсегда... С тех пор прошло пятнадцать лет. Пятнадцать выпусков сделала школа. Пятнадцать раз руководитель оркестра с легкой грустью провожал своих воспи танников в институты, техникумы, на работу. За их инструмент приходилось ста вить новеньких, у которых за душой было только одно — желание научиться играть в оркестре. И Капишников учил. Терпеливо, умело вводил ребенка в вол шебное царство звуков. Более ста произведений русских, советских и зарубежных композиторов в репертуаре мундыбашского оркестра. Молодые пропагандисты музыки дали сот ни концертов. Для горняков Шории, металлургов Новокузнецка, студентов и ра бочих Кемерова. Неоднократно ребята выступали по Новосибирскому и Кемеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2