Сибирские огни, 1963, № 5

Игорь ГОНЧАРОВ Т У Н Н Е Л Ь Р а с с к а з Вот я и поступил на строительство туннеля и начал работать в смене бригадира Петровича. Товарищи по смене пугали меня обвалами, дразни­ ли трехметровыми тайменями, которых мне суждено выловить в подзем­ ных речонках. Они уверяли, что хохотушка-табельщица полюбила меня «насмерть», и если я не отпраздную свадьбу, то это будет не по-товари­ щески и такого напарника они немедленно выкинут из бригады. Надо мной смеялись потому, что над кем-нибудь надо было смеять­ ся, а я для этого был самым подходящим человеком: от роду мне всего семнадцать лет, и я впервые попал из Москвы в Саяны. Из Москвы! А кому не известно, что в Москве — самые высокие дома и самые ученые люди... Только одним не попрекали меня — тем, что я был еще очень неваж­ ным строителем. Сначала мне казалось странным: почему терпят мою беспомощность, неумелость в работе, не сердятся, когда я признаюсь, что впервые слышу о жарках — огненно-красных сибирских цветах. И я писал другу в Москву: работать я непременно выучусь, потому что это очень здорово — самому строить! Но народ здесь язвительный, и, вооб­ ще, оказывается, надо учиться не только строить, но и жить, и неизвест­ но еще, что труднее... Летом в предгорьях Саян бывают жаркие дни. Так хочется вздох­ нуть всей грудью, а приходится дышать частыми, трудными глотками, словно в воздухе разлит обжигающий напиток. Солнце, весною давшее растениям жизнь, в июле как бы раскаивается и безжалостно высушива­ ет травы, а заодно прижигает глыбы утесов и маленькие камни на тро­ пинках. Среди камней, пугаясь хруста шагов, шныряют пугливые ящери­ цы, похожие на ожившие серые стебли. В черное отверстие туннеля входишь с легким волнением. Кажется, что нырнул в омут. Спотыкаясь о шпалы, продвигаешься в сгущающем­ ся полумраке. Плечи, еще горячие от солнца, начинает приятно холодить сырость. И уже не веришь духоте в горах и тому, что майка только что прилипала к телу. Тусклые электрические лампочки в проволочных сетках, развешан­ ные через равные промежутки, особенно притягательны. К ним стре­ мишься, но невольно гнешься, замедляешь шаг, вытягиваешь руки, что­ бы не разбиться о таинственные и неожиданные выступы, словно выпры­ гивающие на тебя из тьмы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2