Сибирские огни, 1963, № 4

Лида усмехнулась: «Кажется, мысли вполне соответствуют м а р к ­ систской диалектике, только они печальнее больше, чем полагается». Она закры вал а глаза от ветра и натыкалась на торопливых прохожих, клаксоны автомобилей раздраж ающ е прорывались в уши и усиливали су­ мятицу ветра, сверкания и людской торопливости. И скульптура рабочего у окончания бульвара посверкивала от снежинок, взметываемых с нее ветром. Рабочий с засученными рукавами один неподвижно стоял среди этой сумятицы и поднимал руку с молотом. Дойдя до широких ступеней Д ом а Ленина, Лида остановилась. Ко­ лонн у Д ом а не было, но казалось, что весь он составлен из колонн: ни карнизов, ни лепки — только массивные параллелепипеды , устремленные ввысь, да увенчивающий их ступенчатый фронтон, который повторяет си- лует Мавзолея. Н а фронтоне выбита надпись: «Ленин умер, но дело его живет». Лиде всегда казалось, что в стиле этого дома — возвышенном, строгом и прямолинейном — воплотилась эпоха революции. Это здание построил сам народ в память об Ильиче. В двадцать четвертом году в кассах всех магазинов Новосибирска продавались «кирпичики», каждый ценою в один настоящий кирпич. На деньги, отданные за них, и возведен этот дом, прекрасный памятник Ильичу, — не скульптура, не обелиск, а здание, которое полезно людям, в котором кипит общественная жизнь. Лида повернула обратно, но решила хоть раз взглянуть, что ж е н а ­ ходится позади Д ом а Ленина, за некрасивым деревянным забором , при­ тулившимся сбоку. Войдя в калитку, она по обледенелой дорожке пошла вдоль глухой боковой стены. Здесь было запущено и тихо. Ветер остался на улице, и жидкие д е ­ ревья не гнулись, а лишь трепетали, поблескивая ледком на ветках. Лида дошла до конца стены, повернула налево и невольно отступила на шаг. В молчаливой ярости перед ней поднялась рука с факелом. Удивительно: за два года никто не ск азал ей об этом памятнике! Из прямоугольной площадки вырастала корявая скала, она р а з д а ­ лась на вершине, пошла глубокими трещинами. И з скалы поднималась обнаженная рука, трагическая и грозная, напрягшаяся буграми мускулов. Эта рука расколола скалу, высвободилась из ее глубин и подняла факел, каменное пламя которого, зажженное, может быть, еще в подземельной тьме, теперь рвалось по ветру. Лида замедленно поднялась по ступенькам и у подножия скалы про­ читала на мемориальной доске, что здесь похоронено 104 большевика, рас­ стрелянных колчаковцами. Памятник был серый и шероховатый, он был вылит просто из бетона, из бедного материала пролетарского искусства первых лет революции. Поэтому он потрясал еще сильнее. Здесь нечего было любоваться благо­ родной нежностью мрамора, или мужественными гранями гранита, или зеркальным отблеском лабрадора. Здесь ничто не отвлекало от сути. Это был великий революционный памятник. Такого потрясающего лаконизма Лида не встречала и в Москве. «Так вот какое прошлое Новосибирска, — думала Лида, и гл а за холо­ дили слезинки, выступившие и от волнения, и от пристального взгляда на морозе, и одинаковые они были, и разделить их было нельзя. — Вот отку­ да он числит начало своей истории!». С той поры скверик у Дома Ленина стал любимым местом ее про­ гулок. Сюда она прибеж ала и в январский вечер 1934 года, прямо с краевой партийной конференции, о которой готовила в газету отчет. Она ходила по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2