Сибирские огни, 1963, № 4
•ские позволяют себе глумиться над идеями рабочего движения, западно европейского и нашего русского... — Глумиться? Ну, зачем такие слова? — сморщился Крутовский и схватился за щеку, словно у него вдруг заболели зубы. — Д а , спор ни к чему не приведет,— согласился Владимир Ильич.— Вам меня в свою веру не склонить, а мне — вас. Потолкуем лучше о Си бири. Расскажите-ка о ваших областниках, о их кредо. — Это и мое кредо! — с гордостью заявил Крутовский. — Вот как! — В Сибири, знаете, так много самобытного, что ее особые пути н а до понять сердцем... — Особые пути? Пути, доступные не логике, не разуму, а только сердцу аборигенов! К ак видно, и тут мы не найдем общего языка. Я пони маю, в Сибири много местных народностей... — Это — дело десятое. Русская крестьянская община в Сибири... — Община? А как вы ее понимаете? Доктор принялся объяснять: тут, дескать, и земля принадлежит всей общине, попросту — селу, хотя ее и разбивают на душевые наделы и по дать, дескать, платят сообща, расклады вая по душам, и кедровый орех в тайге начинают бить все в один день, а потом уж — кто сколько успеет схватить, и выгон д ля скота — общий. Владимир Ильич терпеливо слушал, как наивную сказку, а под конец, когда Крутовский сказал , что «община — замечательное порождение рус- сконародного социализма», не выдержал и, рассекая воздух ребром л а дони, кинул: — Чепуха! Дорогой мой доктор, не употребляйте всуе святого слова социализм. То, что вы рассказали, не имеет никакого отношения к социа лизму. Д а и самой общины, в том смысле, как вы ее понимаете, давным- давно нет. Нет крестьянства вообще... — Ну, это мы слышали. Это — ваше обычное марксистское заб л уж дение. Вы привыкли судить, отправляясь от российской деревни, где зем лю меряют лаптем . А у нас — простор. И община в Сибири своеобразна. — Интересно, в чем же ее своеобразие? — А хотя бы в том, что она более демократична в части землепользо вания. Сколько душе угодно, столько и распахивай. Хочешь — целину, хочешь — залеж ь, пустоши, как у нас говорят. Захватывай по своей силе, по возможности! Д а что там говорить? Сибирь — рай мужиков! — Да?! — Владимир Ильич вскинул голову,— А д л я нашего брата, интеллигента, что же, существует особый рай? Рай первого, рай второго класса? Любопытно! — И в глазах его заиграли колючие искорки.— А рабочих куда же? В ад? Нет, мы не помиримся... — А мы и не обольщаемся этим. — Поверьте, дорогой доктор, человек будущего не крепкий мужик, как вы, народники, думаете, а рабочий. Рабочий! . — Крестьянство вам не удастся сбросить со счетов. — А мы и не сбрасываем. Сельский пролетариат пойдет вместе с р а бочим классом. Батраки и беднота... — Бед-но-та. Д а у нас в Сибири ее нет... если не считать лентяев. — Сплошная идиллия?!. Ну, уж в такой сибирский рай разрешите не поверить. — Д ето ваше...' А поезд, кажется, подходит к станции. — Пора заняться чаем. Не возражаете? — И Владимир Ильич, гре мя чайником, скрылся за дверью. Крутовский, не двигаясь с места, смотрел в окно. И не замечал ни деревенских изб, ни станционных зданий. Он пожалел, что не купил себе ■билета в первый класс. Удружила ему Александра Михайловна этим зн а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2