Сибирские огни, 1963, № 4
нием фольклора Сибири на протяжении целого столетия от конца XVIII века до Великой Октябрьской социалистической революции, от пробуждения краеведче ских сибирских интересов в первом си бирском журнале «Иртыш, превращаю щийся в иппокрену» (1789— 1791 гг.) до предреволюционных фольклорных публи каций И. Чеканинского, А. Пруссак и М. Азадовского. Опираясь на марксистско-ленинское учение об отражении в сознании людей окружающей действительности, исследо ватель рассматривает развитие сибир ской фольклористики во взаимосвязи с общественным движением и местными условиями материального производства. Именно этим подходом к исследованию обусловлено выделение в книге особой главы: «Политические ссыльные — ис следователи фольклора Сибири». Автор обоснованно показывает, что ярко выра женные демократические тенденции в си бирской фольклористике второй полови ны XIX в. были следствием и даже фор мой политической борьбы ссыльных уче ных против самодержавного строя. В конце XIX века крупнейшая, так называемая Сибиряковская, этнографи ческая экспедиция была возглавлена от бывшим ссылку Д. А. Клеменцем. Основ ные ее сотрудники тоже были из ссыль ных, людьми передовых взглядов, что положительно сказалось на содержании материалов, собранных экспедицией о нравах и обычаях, условиях жизни и по этическом творчестве сибирского народо населения. Эти материалы впервые вво дятся Кошелевым в научный обиход рус ской фольклористики. Исследователь подвергает тщательно му рассмотрению сибирские периодиче ские издания за ряд десятилетий и де лает вывод, что в статьях по вопросам фольклора, опубликованных в местных газетах 6 0— 70-х годов прошлого века, яе наблюдается нигилистического отри цания народного творчества у русско-си бирского населения. Напротив, основным их пафосом являются утверждения боль шой роли народной поэзии в жизни си биряков. Эти сведения в книге Кошеле ва еще больше подчеркивают субъектив ность утверждений Максимова, Ядрин- цева, Щапова об отсутствии у русских сибиряков поэтического чутья. Тщательно и с глубоким знанием ма териала написана глава о С. И. Гуляеве. Именно в этой главе перед нами предста ет образ исследователя-архивопроход- ца. Нас только несколько удивило, что знаток гуляевских материалов не вос пользовался случаем для восстановления истинного содержания «Этнографиче ских. очерков Южной Сибири» Гуляева. Дело в том, что в современном новоси бирском переиздании эти очерки оказа лись со всех сторон постриженными, от чего во многом проигрывают даже перво му изданию их в журнале «Библиотека для чтения» (1848)1. Помимо необъ- ясненного пропуска трех песен, состави тели новосибирского издания выбросили из «Очерков» как раз те места, в кото рых более всего выражались теоретиче ские взгляды С. И. Гуляева. И при этом издатели нигде не оговаривают своих «хирургических» приемов, нарушая эле ментарные правила всякой научной пу бликации. Одним из важных достоинств книги Кошелева является стремление к объек тивному, всестороннему представлению фольклористических взглядов, направ лений, идейных течений. В работах ре акционных авторов или представителей правительственной администрации он умело отсекает все ненужное, вредное и по достоинству оценивает то, что поло жительного они вносили в изучение на родного творчества (работы Енисейского губернатора А. П. Степанова). Автор не проходит мимо и тех научных просчетов или идейно-теоретических заблуждений, которые были характерны для многих демократически настроенных ученых (Ядринцев, Потанин, Богораз, Макарен ко и др.). В этом отношении только фигура С. В. Максимова очерчена несколько од носторонне. Нам кажется, что автор ис следования не придал значения тому фактическому материалу, который содер жится в книге «Сибирь и каторга». Ведь сама постановка вопроса о необходимо сти собирания и изучения тюремно-аре стантской поэзии в условиях царского режима послереформенного периода име ла громадное значение для передовой науки. А Максимов уделил в своей кни ге целый раздел этой теме и впервые в истории нашей науки дал компактную публикацию значительного количества острожных песен. Весь материал книги Максимова направлен на резкое осужде ние тюремно-ссыльной системы наказа ния людей. И вряд ли можно сказать, что это было в угоду буржуазно-аристо кратической идеологии. Конечно, видеть недостатки в готовом исследовании всегда легче, чем его со здавать. Может быть, и сам автор видит их, перечитывая свой труд уже в печат ном издании. И все же на некоторые из них хотелось бы обратить вниманий и автора и читателей. Нам известно, что Я. Кошелев работает над созданием ис тории советской фольклористики Сиби ри. Возможно, что наши замечания бу дут полезными для дальнейшей его. ра боты. В книге Кошелева справедливо отме чено, что русская фольклористика Сиби ри в XIX веке еще не выделилась в осо 1 Былины и песни южной Сибири. Собрание С. И. Гуляева. Новосибирск, 1952. В этой книге гуляевские «Очерки» печатаются под названиями: «Народная свадьба» и «Лирические песни», стр. 201-287.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2