Сибирские огни, 1963, № 4
тело в здоровой тйани этой оригиналь ной книги. Ее отличительное качество— она заражает. Читая, втайне жалеешь: ну почему я сам не строитель!.. В . К о р ж е в МАКСИМКИН БУНТ Б огато и вольготно живется в боль шом таежном углу сторожу совхо зных покосов Василию Никандрычу Бу лахову: «Кругом добро само растет, каж дый кедрище деньгами увешан, по земле деньги бегают, по воде плавают, по воз духу летают...» Не прочь Булахов по- браконьерствовать, а при случае и пас порт свой продать беглому бандиту. «Уж если у тебя деньга есть, тут ты и чело век»,— такова немудреная житейская философия этого раба накопительства. И детей своих он прежде всего учит «найти удобное место в жизни...» Но вот приезжает на каникулы младший сын Булахова Максимка и восстает против отца, против его страсти к стяжательству и скопидомству... В основу повести А. Корытковской «Булахов угол»> положен, как видим, конфликт острый и довольно жизненный. И решает его писательница не в духе Старой схемы «отцов и детей», как это, на первый взгляд, может показаться, а под углом зрения борьбы с пережитками прошлого. Колоритен в повести Булахов-стар- ший, человек, попавший в тенета алчно сти и стяжательства. И хотя подобный образ имеет солидную литературную традицию, у А. Корытковской он по-сво ему интересен и выразителен. Психоло гически точными штрихами очерчена в произведении работящая, но робкая и безответная Мариша, вторая жена Була хова, а также Климентий и его жена Олимпиада Павловна, прочно и действен но усвоившие житейский «опыт» своего старшего родича. Вызывает горячее чи тательское сочувствие средний сын Бу лахова Аким, волею отца оторванный от человеческого коллектива, но нашедший в себе силы порвать с «булаховщиной». Менее убедителен, на наш взгляд, главный герой повести Максимка, маль чишка лет двенадцати, окончивший два класса в школе-интернате. При всей сво ей внешней инфантильности Максимка как-то очень уж «мудр». И это-то психо логически недостаточно обосновано в по I А. К о р ы т к о в с к а я . Булахов угол, По весть, Альманах «Енисей», 1962, № 1. вести. В самом деле, стоит Максимке день посмотреть, как все работают в семье (а дело происходит в страдную летнюю пору), стоит узнать от отца, что за год заработано «чистыми» тринадцать тысяч сто»,— как «феноменальный ребенок» тут же четко определяет социальную сущность существования брата Акима: «Батрацкая жизнь твоя!» Поистине: при шел, увидел... определил! И парадокс в том, что Максимка прав. Но в том-то и дело, что в повести он слишком рано на чинает высказывать свои критические «сентенции». Ни обстоятельства дейст вия, ни характер героя еще не раскры лись перед читателем достаточно полно и художественно убедительно, чтобы автор мог позволить Максимке называть отца «зверем», а жизнь брата — «батрацкой». Не случайно на замечание Акима: «Не хорошо об отце говоришь!» — Максим ка только и может ответить: «Я про все читал — и про революцию, и про вреди телей, и про кулаков, и как при комму низме жить будем!» Максимка пришел в повесть, пожалуй, «слишком» зрелым для своих лет и «чересчур» начитанным. Его бунт против алчности и стяжательства был бы более художественно доказанным, если б автор показал, как сами жизненные факты и обстоятельства постепенно раскрывают ему глаза на суть «булаховщины». Сде лать это — в силах автора повести. Ф . Я н о в с к а я О СУД ЬБАХ РОДНОГО СЛО ВА В последние годы — впервые за всю историю русской культуры — уви дело свет огромное количество книг, посвященных русскому языку, путям и законам его развития. И то обстоятель ство, что широкие читательские массы откликнулись на них взбудораженно и действенно, свидетельствует о насущной потребности в этих книгах, о глубоком и страстном внимании народа к своему самому значительному сокровищу — к языку. На страницах газет и журналов открывались дискуссии, художники ело ва, языковеды, учащиеся, простые тру женики, обеспокоенные судьбами родно го языка, повели большой разговор о его красоте и силе и о болезнях его роста и развития. В потоке спорящих голосов крайне взволнованно и своеобразно звучит голос писателя А. Югова. Его выступле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2