Сибирские огни, 1963, № 4
проявлениях. Алеша Рокотов, герой по вести, восторженно,, по-детски непосред ственно воспринимает окружающий его мир. С замиранием сердца следит он за жизнью лесного царства, и пение' птиц напоминает ему то людские голоса, то игру волшебных флейт. Безудержная фантазия, помимо воли, воссоздает ска зочные картины: деревья предстают пе ред глазами, как живые великаны, он слышит их несмолкаемый разговор меж ду собой... Вторая повесть — «В горах» — пере работанный вариант одного из первых рассказов писателя. Еще в 1927 году критик П. Комаров («Сибирские огни», 1927, № 3, стр. 258) назвал его снежной поэмой, восторженно отозвавшись об умении Е. Пермитина создавать впечат ляющие картины алтайской природы. В новом виде произведение еще более со вершенно по форме, сейчас оно отлича ется красочностью языка, точностью сюжетных ситуаций. Маленький Зотик— это один из первых образов людей с охотничьим сердцем, любовно нарисо ванных писателем Охотничья тропа ве дет его через алтайские долины, снеж ные хребты живописных гор. Глазами подростка мы видим первозданную пре лесть бескрайней тайги, гор, рек. Неле гок путь Зотика: в горах на каждом ша гу подстерегает опасность. Здесь сердце его испытывает и пьянящую радость при первом удачном выстреле, и ужас при виде трагической гибели дяди Нефеда. По тематике, по впечатляющей силе и глубокому лиризму повести и рассказы Е. Пермитина близки в какой-то степе ни к произведениям М. Пришвина и Джека Лондона. «Школой бесстрашия» называется вторая часть книги, в которой собраны рассказы о самых различных людях, но объединенные общим представлением о человеческой доблести. Рассказы «Дым ка» и «Весенний шум» — лишь части, к сожалению, мало известной повести «Лесная поэма», — проникнутой пафо сом огромной любви ко всему живому в природе. Одна за другой меняются кар тины «зеленой лесной книги». Вот люби мая осенняя пора, лес с пламенными ку полами берез, Вот ночной пейзаж заво раживает вас ароматом дышащей травы, спокойной тишиной звездного неба. По утрам просыпающийся лес наполняется шумом Жизни, И на этом фоне, на пер вом плане — Человек, влюбленный в жизнь, стремящийся проникнуть в ее тайны «не только взглядом ученого, что бы понять ее как сцепление биологиче ских причин и следствий, но и как ху дожник, улавливая поэтическую сущ ность природы». Для Е. Пермитина характерно виде ние человека в непосредственном обще нии его с окружающим миром, человек и природа у писателя слиты в нечто еди ное Пермитцнский пейзаж всегда акти вен, он словно отдает человеку свои скрытые силы взамен искренней любви к нему. Будь то образ Ники Козляткина или портреты писателей-охотников А. С. Новикова-Прибоя и Валерьяна Правду хина, мы видим их душевную красоту особенно ясно на фоне близких им лесов и гор, родных полей, спящих рек и озер. Певцом прекрасного и вечного назвал Е. Пермитина народный художник СССР Е. Вучетич в предисловии к сборнику, и это высокое определение заслужено пи сателем многолетней верностью своей излюбленной теме — теме изображения прекрасного в природе и в душе чело веческой. М . И з ы н ё в а ПОВЕСТЬ О ПАСТУХЕ „ ели вам хочется узнать историю одной подлинной жизни, позна комиться с умным, хорошим, своеобраз ным человеком, я попытаюсь расска зать... Ведь мой рассказ — это расскав о невыдуманном, живом человеке, кото рый имеет адрес, место работы, пользу ется известностью»,— так начинается книга Олега Саган-оола «Человек из Баян-Тала»1. О. Саган-оол словно перелистывает страницы из большой и трудной жизни Героя Социалистического Труда Ооржа- ка Лопсанчапа, своего земляка. Нелегко писать о человеке, слава которого пере шагнула далеко за пределы Тувы. О нем поются песни, написаны стихи и карти ны, рассказано в многочисленных ста тьях в печати и радио. Автор повести от казался от подробного пересказа биогра фии Лопсанчапа. Сохраняя живую прав ду характера реального прототипа, он су мел художественно обобщить наиболее яркие моменты его жизни, показать раз витие его характера, его путь к трудово му подвигу. Эта повесть принесла с собой дыха ние тувинских степей, терпкий запах ко шары, яркость неповторимых красок природы, своеобразие твердого характе ра тувинца - современника. Познаватель ное и воспитательное назначение книги несомненно. Чабан, конечно, не моряк и не изобретатель. Профессия эта буднич ная, скромная, но необходимая людям. В ней, как и во всякой другой, есть свои радости и свои трудности. Но нет боль шей радости, когда укроешь овец от до I О л е г С а г а н - о о л . Человек из Баяк Тала, М., Детгиз, 1962.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2