Сибирские огни, 1963, № 4

Востока: точные факты, цифры, истори­ ческие сведения... Композиционный монтаж «логическо­ го» и «образного» материала, смена фрагментов различной эмоциональной тональности создают упругий внутрен­ ний ритм повествования, необходимую для очерков «плотность» рассказа. ,• Яркий этнографизм очерка, однако, не поглощает главного — людей, явля­ ющихся подлинными героями, хозяевами несметных богатств когда-то такого даль­ него, а теперь близкого нам Востока. В Южно-Курильске первый секретарь РК КПСС советует очеркисту принять ■порядок ознакомления с Курилами: «сначала экзотика, потом богатства, а в заключение — люди». Но для журналиста люди, пожалуй, •самый важный «материал». А судьба сталкивает его со многими интересными личностями, с которыми автор знакомит и читателя. Это и капитан маленького китобоя «Дельфин» Домбровский, влюб­ ленный в свою нелегкую профессию; и энтузиаст своего дела Б. И. Пийп, вул­ канолог, отправившийся на Камчатку «пощупать пульс земли»; и Нина Руза- нова— начальник «девичьей станции»— и многие другие. Все эти люди по-своему «одержимые». Такова уж эта «экзотиче­ ская» земля новых адресов! Шаг на Запад — и читатель в Сиби­ ри. «Экзотика» здесь несколько иного характера — промышленная, индуст­ риальная, научная. В Сибирь едут люди со всех концов нашей страны: «Один ру­ чеек — ручеек, два ручейка — речка, много ручейков — река. Да здравствуют человеческие реки, что текут сегодня вдоль стальных берегов — рельсов в да­ лекую, неведомую и — как говорят, впрочем, теперь одни лишь домоседы — суровую Сибирь!» В Сибири решаются в различных об­ ластях народного хозяйства и науки важнейшие проблемы и задачи. Г. Паде­ рин знакомит нас с одной из таких проб­ лем, возникшей на стальных б е р е г а х - рельсах, накрепко связывающих в ^еди- ное целое обширные «земли» нашей не­ объятной Родины. Эта проблема устра­ нения буксования локомотивов (очерк «Испытательный срок»). Машинист электровоза Н. А. Чикуров решает задачу, которая была не под си­ лу многим крупным специалистам у нас и на Западе. ' Правда, когда начинаешь знакомиться с очерком «Испытатель­ ный срок», вначале возникает сомнение: а не слишком ли «специальную» тему избрал автор, не «погаснет» ли этот ма­ териал на колоритном фоне предыдуще­ го очерка? Но читаешь дальше и убеж­ даешься, что «узкоспециальная» тема разработана и подана не менее интерес­ но, чем «экзотика» Дальнего Востока. Дело в том, что автор не просто реги-.' стратор фактов, но художник, открыва­ ющий читателю характеры людей и прежде всего, конечно, характер главно­ го героя Н. А. Чикурова. И не столько, может быть, специальная сторона дела (хотя и это интересно), сколько челове­ ческая, привлекает внимание читателя. Невольно заинтересовывает незаурядная натура героя очерка, стойкого, мужест­ венного и талантливого человека. Напрасно только иногда автор под­ черкнуто выделяет некоторые, явно де­ тективные, сюжетные ходы и перегружа­ ет очерк ненужными, как нам кажется, ссылками на специальную литературу. В очерке «Земля новых адресов», дав­ шем заглавие всей книге, автор расска­ зывает об освоении Антоновской строи­ тельной площадки, о росте людей и закал-] ке их, дает краткую историю металлур­ гической промышленности в Сибири, размышляет о будущем сибирской ме­ таллургии. И со страниц книги Г. Падерина вста­ ет во весь рост советский человек, тот, кто разбудил вековую тишину необжи­ тых мест, кто не в легендах, а наяву, своим талантом и трудом открыл и пре­ образил «землю новых адресов» — Си­ бирь. Г . М а н х о р о в ОХОТНИЧЬЕ СЕРДЦЕ В одной из своих первых статей на страницах журнала «Охотник Ал­ тая» (1923) Е. Н. Пермитин писал: «Кто ближе всего и ярче всего изобразил в художественной литературе зверя и пти­ цу — всю живую природу? Охотник — поэт-писатель». Эта высказанная много лет назад мысль и развивается последовательно Е. Пермитиным в сборнике повестей и рассказов «Охотничье сердце»1. В книгу вошли наиболее поэтические страницы из произведений писателя, на­ писанные в течение четырех десятиле­ тий. Первую ,часть сборника под назва­ нием «Юные годы» составляют две пове­ сти: «Алдодик» — отрывок из автобио­ графической тетралогии, с двумя книга­ ми которой читатели уже знакомы. Од­ нако в «Охотничьем сердце» повесть «Алдодик» играет своеобразную роль: она является как бы ключом к понима­ нию характера людей с охотничьим серд­ цем, людей, беспредельно влюбленных в родную природу, привыкших с детства наблюдать красоту жизни во всех ее 1 Е. П е р м и т и н . Охотничье сердце, М., «Московский рабочий», 1962 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2