Сибирские огни, 1963, № 4
Востока: точные факты, цифры, истори ческие сведения... Композиционный монтаж «логическо го» и «образного» материала, смена фрагментов различной эмоциональной тональности создают упругий внутрен ний ритм повествования, необходимую для очерков «плотность» рассказа. ,• Яркий этнографизм очерка, однако, не поглощает главного — людей, явля ющихся подлинными героями, хозяевами несметных богатств когда-то такого даль него, а теперь близкого нам Востока. В Южно-Курильске первый секретарь РК КПСС советует очеркисту принять ■порядок ознакомления с Курилами: «сначала экзотика, потом богатства, а в заключение — люди». Но для журналиста люди, пожалуй, •самый важный «материал». А судьба сталкивает его со многими интересными личностями, с которыми автор знакомит и читателя. Это и капитан маленького китобоя «Дельфин» Домбровский, влюб ленный в свою нелегкую профессию; и энтузиаст своего дела Б. И. Пийп, вул канолог, отправившийся на Камчатку «пощупать пульс земли»; и Нина Руза- нова— начальник «девичьей станции»— и многие другие. Все эти люди по-своему «одержимые». Такова уж эта «экзотиче ская» земля новых адресов! Шаг на Запад — и читатель в Сиби ри. «Экзотика» здесь несколько иного характера — промышленная, индуст риальная, научная. В Сибирь едут люди со всех концов нашей страны: «Один ру чеек — ручеек, два ручейка — речка, много ручейков — река. Да здравствуют человеческие реки, что текут сегодня вдоль стальных берегов — рельсов в да лекую, неведомую и — как говорят, впрочем, теперь одни лишь домоседы — суровую Сибирь!» В Сибири решаются в различных об ластях народного хозяйства и науки важнейшие проблемы и задачи. Г. Паде рин знакомит нас с одной из таких проб лем, возникшей на стальных б е р е г а х - рельсах, накрепко связывающих в ^еди- ное целое обширные «земли» нашей не объятной Родины. Эта проблема устра нения буксования локомотивов (очерк «Испытательный срок»). Машинист электровоза Н. А. Чикуров решает задачу, которая была не под си лу многим крупным специалистам у нас и на Западе. ' Правда, когда начинаешь знакомиться с очерком «Испытатель ный срок», вначале возникает сомнение: а не слишком ли «специальную» тему избрал автор, не «погаснет» ли этот ма териал на колоритном фоне предыдуще го очерка? Но читаешь дальше и убеж даешься, что «узкоспециальная» тема разработана и подана не менее интерес но, чем «экзотика» Дальнего Востока. Дело в том, что автор не просто реги-.' стратор фактов, но художник, открыва ющий читателю характеры людей и прежде всего, конечно, характер главно го героя Н. А. Чикурова. И не столько, может быть, специальная сторона дела (хотя и это интересно), сколько челове ческая, привлекает внимание читателя. Невольно заинтересовывает незаурядная натура героя очерка, стойкого, мужест венного и талантливого человека. Напрасно только иногда автор под черкнуто выделяет некоторые, явно де тективные, сюжетные ходы и перегружа ет очерк ненужными, как нам кажется, ссылками на специальную литературу. В очерке «Земля новых адресов», дав шем заглавие всей книге, автор расска зывает об освоении Антоновской строи тельной площадки, о росте людей и закал-] ке их, дает краткую историю металлур гической промышленности в Сибири, размышляет о будущем сибирской ме таллургии. И со страниц книги Г. Падерина вста ет во весь рост советский человек, тот, кто разбудил вековую тишину необжи тых мест, кто не в легендах, а наяву, своим талантом и трудом открыл и пре образил «землю новых адресов» — Си бирь. Г . М а н х о р о в ОХОТНИЧЬЕ СЕРДЦЕ В одной из своих первых статей на страницах журнала «Охотник Ал тая» (1923) Е. Н. Пермитин писал: «Кто ближе всего и ярче всего изобразил в художественной литературе зверя и пти цу — всю живую природу? Охотник — поэт-писатель». Эта высказанная много лет назад мысль и развивается последовательно Е. Пермитиным в сборнике повестей и рассказов «Охотничье сердце»1. В книгу вошли наиболее поэтические страницы из произведений писателя, на писанные в течение четырех десятиле тий. Первую ,часть сборника под назва нием «Юные годы» составляют две пове сти: «Алдодик» — отрывок из автобио графической тетралогии, с двумя книга ми которой читатели уже знакомы. Од нако в «Охотничьем сердце» повесть «Алдодик» играет своеобразную роль: она является как бы ключом к понима нию характера людей с охотничьим серд цем, людей, беспредельно влюбленных в родную природу, привыкших с детства наблюдать красоту жизни во всех ее 1 Е. П е р м и т и н . Охотничье сердце, М., «Московский рабочий», 1962 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2