Сибирские огни, 1963, № 4

дой повстречавший эту байдару, рассу­ дил иначе: именем Советской власти он отпустил нарушителей, сделав им соот­ ветствующее заявление: — Так как наше государство по-на­ стоящему народное, и любой из нас име­ ет возможность обсуждать государствен­ ные дела, то мы, бригада нашего колхо­ за «Ленинский путь», берем на себя от­ ветственность за вас, прощаем от имени Советского государства, но предупреж­ даем, чтобы в дальнейшем таких захо­ дов в наши воды не случалось. Легко себе представить, какое оше­ ломляющее впечатление на бесправных американских эскимосов произвело это заявление простого охотника, их соро­ дича! Образ Таю раскрыт многопланово, с хорошим мягким юмором, это самый яр­ кий персонаж повести. Но чувство сим­ патии, доброго ласкового отношения и к другим героям вызывает у нас Ю. Рыт- хэу. Автор с радостью отмечает пробуж­ дение коллективизма, трудового энтузи­ азма у брата Таю Амирака, внимательло и неторопливо раскрывает процесс лом­ ки характера у председателя нунивак- ского колхоза Утоюка, горячо привет­ ствует победу честности у продавщицы Нели Муркиной. Ю. Рытхэу любит чело­ века, верит во все лучшее в нем, рисует такие перспективные линии в развитии характеров, которые исключают низмен­ ное и своекорыстное в нем. Странное впечатление, на первый взгляд, производит чуть ли не по-дик­ кенсовски умиротворенный финал повес­ ти. Это сплошной праздник, здесь счаст­ ливо соединяются все линии повести, не­ вольно думаешь: не слишком ли много благополучных концов для небольшой повести? Все это было бы странно, если бы не поэтическая природа повести. Весь ее склад во власти поэзии народов Севера. Не случайно главный герой по­ вести Таю не только охотник и общест­ венный деятель. Он еще поэт и певец. Его новая песня-танец, которую он го­ товит к традиционному состязанию на праздник песни, складывается нелегко, как нелегок путь, которым идут люди к счастью. — Ошибаешься, если думаешь, что песню можно сочинить где хочешь. Как я найду напев, если, бездельничая, слу­ шаю ветер, бродящий по земле? — гово­ рит заболевший охотник врачу.— Мне нужен морской ветер. Он дает мне на­ пев. Только неумелый певец пытается придумать песню. Настоящую песню на­ до искать, ловить, и не всякое ухо, не каждый человек это может сде­ лать... В труде, в морских просторах, среди людей нелегкой судьбы находит Таю свой напев, нужные слова. И песня охот- иика-поэта звучит гимном обновляющей­ ся жизни. В . О д и н а к о в ИНТЕРЕСНО ! П ризнаемся честно: когда берешь в руки сборник очерков, особен­ но не «по специальности», невольно воз­ никает мысль о том, сможешь ли его про­ читать от корки до корки. Нечего греха таить, появляются на страницах нашей печати и такие очерки, от которых веет скукой и уныньем, идущих от авторско­ го равнодушия, художественной невыра­ зительности, стертости языка. Книгу Г. Падерина «Земля новых ад­ ресов»! «одолеваешь», что называется, за один присест. Интересно!.. А ведь в основе ее лежат в сущности довольно обычные для нашего времени факты: ос­ воение природных богатств Дальнего Востока, внедрение новых технических средств на железнодорожном транспор­ те, строительство Западно-Сибирского завода. Очерки захватывают прежде всего обилием и разнообразием жизненного материала. У Г. Падерина есть та «до­ тошность», которая проявляется в очер­ ках в виде потока различных сведений и фактов, открытых и найденных в бурном течении событий сегодняшнего дня. Рост выпуска станков и охота на тиг­ ров, развитие металлургии в Сибири и ночной лов сайры в океане — все это интересует автора и... увлекает читате­ ля. Очеркист — рассказчик умелый. Его хочется «слушать». Читатель «входит» в материал сразу, с первых строк откры­ вающего книгу очерка «...И экзотика». И хотя есть в первой главе его («Интер­ вью в тигриной клетке») элементы неко­ торой нарочитой мистификации (сцена с Маргаритой Назаровой), в целом очерк безошибочно «бьет в цель». Само заглавие очерка — «...И экзо­ тика» — говорит о том, что экзотика — это не главное. Экзотика — фон, прило­ жение к чему-то более важному, сущест­ венному, хотя на Дальнем Востоке ее хоть отбавляй: тигры, киты, горячие пляжи на Курилах и т. п. Автор пишет: «... Я думал о том, что и впрямь есть еще немало людей, кото­ рым кажется, будто на Дальнем Востоке людям только и дела, что медведей стрелять да тигров ловить. А что пред­ ставляет собою Дальний Восток в дейст­ вительности?» «В самом деле,— ч то?»— спрашива­ ет очеркист в следующей главе. Ответ — «портретная характеристика» Дальнего 1 Г. П а д е р и н . Земля новых адресов. Но­ восибирское книжное издательство, 1962.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2